Досуг

Киев окрылил Турцию

Украина получила свои призы на КМКФ благодаря «легионерам»

В столичном дворце «Украина» состоялась церемония закрытия и объявления победителей ІІ Киевского международного кинофестиваля (КМКФ). Результаты голосования членов жюри в основной программе оказались довольно непредсказуемы, за исключением разве что Гран-при фестиваля.

Общая организация КМКФ по сравнению с прошлогодним фестивалем несколько улучшилась, тем не менее она по-прежнему чрезвычайно далека от приемлемой. Церемония награждения победителей была необыкновенно скучной, оживление в зале вызывали разве что моменты общей дезорганизации и ляпы ведущей Марыси Горобец.

Организаторы не сочли нужным сделать хотя бы тридцатисекундную презентацию картин-победителей, что было бы весьма уместно, учитывая, что мало кто из публики посмотрел все конкурсные картины. Также у фестиваля пока еще не появилось своей концепции и стилистики. Правда, сами организаторы в лице генерального директора Бориса Абрамова воспринимают это скорее как заслугу, чем недостаток. «Мы проводим фестиваль только во второй раз, а фестивали развиваются и взрослеют так же, как и человек,— прокомментировал господин Абрамов.— Мы, наоборот, стараемся не зашоривать его рамками и освободить от ярлыков. Будем показывать хорошее кино вне зависимости от модных тенденций. Огорчает, что мало зрителей приходит на фестивальное кино, а мы ведь показываем фильмы, которые воспринимаются обычным человеком. Никаких мегаавторских проектов, только доступное для восприятия и понимания кино».

Отметили отсутствие концепции и несоответствие конкурсной программы фестиваля мировым тенденциям и члены жюри. Так кинокритик Елена Стишова прокомментировала: «Сказать, что соответствует, — польстить. Сказать, что нет, — слишком резко выразить недовольство. Я выбираю нечто среднее — пока что нет. Ведь на то есть объективные причины: спешка в подготовке, и форум слишком молодой, чтобы иметь возможность быть в трендах. Но у фестиваля есть огромные перспективы». Глава жюри основного конкурса Отар Иоселиани оказался более лояльным. По его словам, ни один фестиваль сейчас не соответствует высокому уровню международных фестивалей 60-х годов. «Мы посмотрели 17 фильмов, и возмущения ничего не вызвало. Все относительно, думаю, если посмотреть программы больших фестивалей, то они тоже не блещут разнообразием и трендами,— продолжил режиссер.— Беда в том, что все мечутся между коммерческим и авторским кинематографом, вот это разделение и привело к тому, что мы потеряли ориентиры. Поэтому не печальтесь и не думайте, что где-то происходит кинематографическое чудо».

Церемония награждения началась с конкурса «Зеркало», который оценивали кинокритики. Главную награду получил документальный фильм «Предел сновидений» режиссера Эмми Харди (Великобритания). Также дипломом «за драматическую интерпретацию истории страны через судьбу семьи кинематографиста» жюри отметило документальную картину «Мой отец Евгений» режиссера Андрея Загданского (США, Украина).

В основном конкурсе дважды за наградой поднималась продюсер польского фильма «Дом зла» Анна Ивашкевич: картина Войцеха Смаржовски была отмечена призами «За лучший сценарий» и «Лучшая режиссура». «Лучшей операторской работой» была признана работа Виктораса Радзявичуса в черно-белом фильме «Омут» (Литва), особенно ее оценил господин Иоселиани. Кроме того актриса Евгения Вареница получила награду как «Лучшая исполнительница женской роли первого плана». Статуэтку «За лучшую женскую роль второго плана» получила Эйлин Николас, фильм «Бомбардировщик» (США, Великобритания). Как выяснилось, актерское мастерство госпоже Николас преподавал выходец из Украины. «Лучшим исполнителем главной мужской роли» посмертно был признан Юрий Степанов («Стреляй немедленно!», Украина).

Главный приз ІІ Киевского международного кинофестиваля — скульптуру в виде крыла и денежное вознаграждение $20 тыс. досталось турецкой картине «Бабай» Аталайя Ташдикена. Глава жюри основного конкурса режиссер Отар Иоселиани прокомментировал, что это лучший фильм, который ему довелось увидеть за долгие годы. Сам господин Ташдикен признался, что этот фильм был отмечен уже 23-мя международными кинопремиями (кроме того, актер Мете Дьонмезеру получил статуэтку КМКФ за «Лучшую мужскую роль второго плана»). Это единственная номинация, в которой мнения всех членов жюри безоговорочно сошлись.

Как отметил после оглашения результатов член жюри основного конкурса режиссер Вадим Перельман, по его мнению, все награды, за исключением Гран-при, должны были бы достаться российской ленте режиссера Вадима Дубровицкого «Иванов». «Она достойна приза и за режиссуру, и за главные актерские роли,— продолжил господин Перельман.— Как по мне, то Евгения Вареница сыграла просто ужасно, а за исполнение главной мужской роли безоговорочно приз должен был получить Алексей Серебряков, но никак не Юрий Степанов. Но победила демократия, и мое мнение не было решающим. Хотя давно известно, что демократия — не работает».

panafidina
Share
Published by
panafidina