Третий международный кинофестиваль «Золотая пектораль», проходивший в трускавецком СПА-отеле «Женева», преподнес своим гостям несколько приятных сюрпризов, главным из которых стала подборка документальных фильмов. Именно в этой номинации до последнего момента сохранялась интрига, поскольку три из четырех фильмов заслуживали победы
В результате победителем в номинации документальных фильмов Tru.Doc стала картина грузинского режиссера Наны Джавнилидзе «А есть ли там театр?!», посвященная актеру Кахи Кавсадзе, исполнителю роли Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни». А главный его конкурент, российский фильм Олеси Фокиной «Один», рассказывающий о великом мультипликаторе Юрии Норштейне, получил Гран-при кинофестиваля. Другие же две картины «Балканская звезда» Андрея Григорьева и «Украина. Точка отсчета» Сергея Буковского и Светланы Залоги стали дипломантами «Золотой пекторали».
Все эти картины объединяет нетривиальность режиссерского подхода. Например, екатеринбуржцы, снявшие фильм об Эмире Кустурице, несколько месяцев прожили в его деревне Кустендорф. Однако приехали они туда совсем не для того, чтобы снять фильм, а как художники, чтобы нарисовать на стенах Кустендорфа несколько граффити-портретов. В частности, Достоевского, Гагарина, Кастро и Марадоны. И хотя это была их первая проба пленки, юношеский восторг, который они испытывали на протяжении всего времени общения с мастером, полностью передается зрителю.
Что касается грузинского фильма, то режиссер совсем не коснулась кинематографической биографии своего героя. Кахи Кавсадзе очень театрально рассказал о главных вехах своей жизни. Большая часть фильма была посвящена его репрессированному после войны отцу, которого он видел в своей жизни всего дважды.
В фильме — обладателе Гран-при речь идет не просто о том, какой замечательный и талантливый Юрий Норштейн, это и так все знают, а о том, что своим крестом он выбрал создание мультфильма по гоголевской «Шинели», над которым работает еще с начала 80-х гг. Ради того, чтобы его снять, он живет практически отшельником в своей студии — жена — на даче, и видятся они всего раз в неделю. С сыном он встречается еще реже, поскольку тот живет в другом городе, а внуков вообще не видит.
Еще одним общим знаменателем для этих картин стало отношение их героев к Родине. Все они разными словами говорят о том, что они ее потеряли и все, что они могут сделать, это создать ее для себя заново, но уже в сильно уменьшенном варианте. Для Кустурицы это его Кустендорф, Для Норштейна — мастерская, а для Кавсадзе — театральные подмостки.
Был еще один сюрприз, который зрителям преподнесло жюри. Дело в том, что украинская картина «Гамер» режиссера Олега Сенцова победила не только в своей номинации полнометражных художественных фильмов Tru.Film, но и стала вторым обладателем Гран-при, разделив денежную премию в $5 тыс. с «Одним» ($4 тыс. получила Олеся Фокина и $1 тыс. Олег Сенцов). Такое решение, мягко говоря, удивило, поскольку. по мнению не только зрителей, но и некоторых участников конкурсной программы, «Гамер» довольно слабая картина, особенно по сравнению с российским фильмом Олега Флянгольца «Равнодушие», запомнившимся не столько тем, что это были одни из первых ролей Федора Бондарчука и Александра Баширова (фильм начали снимать еще в 80-е гг.), сколько оригинальными диалогами, визуальными решениями и сюжетными линиями. Чего только стоит история пса Тузика, которого готовили для полета в космос, но в самый последний момент перед стартом корабля он променял карьеру космонавта на личную жизнь и сбежал. Режиссер Олег Сенцов выбрал для своего фильма достаточно интересную тему — жизнь геймера. По его словам, он сам был заядлым поклонником компьютерных игр. Однако интересно снять и рассказать эту историю у него не вышло. Он так и не раскрыл характер своего героя, а ведь можно было бы показать его асоциальность или игрозависимость. Режиссер дает только намек на одну из черт характера своего геймера, но спустя какое-то время опровергает сказанное. Правильнее всего о нем (главном герое фильма) говорит один из второстепенных персонажей: «Отморозок он какой-то». Большую часть фильма это высказывание действительно оправдывается, однако в картине есть эпизоды, говорящие практически об обратном. Единственное, чем запомнилась картина,— эпизодом, в котором «завязавший» с игрой геймер стоит у окна и через точку на стекле, как через прицел, ловит прохожих. Кроме того, поскольку картина посвящена компьютерным играм, вполне было бы уместным сделать массу различных компьютерных вставок или заставок, но режиссер ограничился тем, что несколько раз показал на мониторе сам процесс игры.
Еще одним конкурентом была картина таджикского режиссера Фархата Абдуллаева «Презумпция согласия», основанная на реальных событиях. Ее жанр обозначен как «шок-драма», потому что затронутая тема действительно невольно вызывает шок. Речь — о российской трансплантологии, законодательно закрепляющей принцип презумпции согласия, что вынесено в титул картины. Это значит, что каждый человек, находясь на грани жизни и смерти, может послужить донором, если нет явного отказа потерпевшего или его родственников от трансплантации органов. И только врач решает: бороться за жизнь пострадавшего до последнего или нет. Вот эта-то дилемма и становится основным «камнем преткновения» в отношениях двух врачей, которых играют Рамиль Азимов и Сергей Кирюшкин. Как рассказал режиссер нашему изданию, на данный момент в России могут принять поправку о том, что закон будет распространяться и на детей, правда, с согласия родственников. Так что «Презумпцию согласия» вполне можно рассматривать как некий манифест несогласных с этим законом.
В связи со сложившейся в номинации ситуацией хочется сказать, что все-таки три, причем совершенно разные картины для номинации — маловато. Выбор для жюри очень ограничен и, в результате, у несильной картины появляются достаточно высокие шансы на победу.
Фильмы, представленные в третьей номинации короткометражных фильмов Tru.Short, огорчили больше всего. Из двух десятков фильмов можно выделить всего три-четыре, хотя ее победитель, немецко-украинская анимационная картина режиссера Райнера Людвигса «История Леонида», вполне заслуживает награды. Как сказал о ней председатель жюри Александр Балагура, авторам картины удалось реальную историю превратить в легенду. В ней рассказывается о реальной семье, пострадавшей от чернобыльской катастрофы. Причем рассказ ведется от первого лица и голоса за кадром принадлежат не профессиональным актерам, а членам этой семьи.