Главным фаворитом русских торгов аукционного Дома Christie’s, которые пройдут 28 ноября в Лондоне, названа пара монументальных ваз эпохи царя Николая I, созданных Императорским фарфоровым заводом в Санкт-Петербурге в 1835-1836 гг. и получивших предварительную оценку в 1,7-2,2 млн. фунтов стерлингов
Ранее похожие вазы с большим успехом продавались на Christie’s, что и дает основание организаторам предстоящих торгов вновь рассчитывать на высокие результаты. Превосходные предметы из частной коллекции, выставляемые на ноябрьскую распродажу, некогда были преподнесены в дар императором Николаем I Карлу Людвигу фон Фикельмону, находившемуся на службе в качестве чрезвычайного и полномочного посла Австрии при русском императорском дворе с 1829-го по 1839 г. Известно, что граф фон Фикельмон был одним из ближайших советников австрийского канцлера Меттерниха и имел обширное влияние на представителей как австрийского, так и российского двора. По своему масштабу дипломатическая деятельность графа Фикельмона в качестве посла была сравнима с авторитетом, который его жена, графиня Долли Фикельмон (в девичестве — Тизенгаузен), имела в высшем свете Санкт-Петербурга того времени. Будучи внучкой фельдмаршала Кутузова, графиня являлась частой гостьей при императорском дворе. В качестве хозяйки собственного петербургского салона она снискала себе репутацию видной фигуры в общественной и литературной жизни столицы. Следует отметить, что салон графини Фикельмон регулярно посещали такие светила русской литературы, как Иван Тургенев, Петр Вяземский, Иван Козлов и знаменитый поэт Александр Пушкин.
После многолетней дипломатической миссии в 1839 г. фон Фикельмон был отозван в Вену для несения обязанностей министра иностранных дел в отсутствие Меттерниха. Принимая во внимание внушительный размер и дату изготовления настоящих ваз, можно сделать вывод о том, что они были подарены графу в благодарность за выдающиеся заслуги на службе при императорском дворе.
В эпоху правления императора Николая I (1796-1855), выступавшего в роли покровителя русского искусства того времени, объем производства Императорского фарфорового завода достиг своего пика, а созданные в этот период работы считаются лучшими образцами дворцовых и презентационных изделий. Работы подобного масштаба преимущественно предназначались для дарения, и, таким образом, в их оформлении должны были быть отражены художественные предпочтения самого императора.
Зачастую они напрямую дарились членам императорской фамилии по случаю таких праздников, как Рождество или Пасха, впоследствии украшая собой многочисленные дворцовые залы, особняки и выставочные павильоны, чье строительство в то время набирало обороты. Вазы такого размера нередко заказывались императором для преподнесения в дар главам зарубежных стран и дипломатам в качестве признания их особых заслуг.
В то время многие из ваз, создаваемых мастерами Императорского фарфорового завода, украшались копиями картин Старых мастеров на расположенных в центре медальонах. В большинстве случаев это были уменьшенные копии работ, находившихся в собраниях Императорского Эрмитажа, Академии художеств и расположенных неподалеку от столицы дворцов. Как правило, на вазах указывался как оригинальный художник, так и выполнивший копию мастер. Вот и на этот раз поверхность обеих ваз украшают детально выписанные и красочные копии работ выдающегося голландского живописца Филипса Ваувермана (1619-1668), выполненные мастером Императорского фарфорового завода Корниловым. Своим укорененным в художественной среде и богатых традициях родного Харлема творчеством Вауверман внес неоценимый вклад в развитие голландской живописи XVII века. Его работы пользовались успехом как при жизни, так и после смерти, в особенности в XVIII веке. В бывших императорских собраниях всей Европы — от Дрездена до Санкт-Петербурга — содержится множество примеров влияния, оказанного элегантной и утонченной живописью Филипса Ваувермана. Созданную в 1835 г. вазу украшает копия жанровой сцены Ваувермана под названием «Охота на оленей». В 1772 г. эта картина была приобретена Екатериной Великой для коллекции Эрмитажа, где и находится по сегодняшний день. Выдающийся провенанс полотна нашел отражение в пристальном внимании мастера Императорского фарфорового завода Корнилова при исполнении копии, на которой ему удалось детальным образом передать атмосферу живописного пейзажа, композиции и цветовой палитры оригинала.
Вторая ваза, датируемая 1836 г., украшена копией работы Ваувермана «Отправление в погоню», которая также отмечена высочайшим мастерством исполнения и вниманием к малейшим деталям, включая фигуры людей и элементы пейзажа. Оригинал картины, выполненный около 1665-1668 гг., был приобретен польским королем и курфюрстом саксонским Августом III (1693-1763) из парижской коллекции посла Бурбе де Во в 1749 г. Впоследствии картина пополнила собрание дрезденской Королевской картинной галереи, а сегодня находится в Дрезденской галерее Старых мастеров. Вместе обе копии полотен Ваувермана составляют удачную пару, так как на обеих из них изображены излюбленные художником сцены охоты. Как и в первом случае, мастеру Императорского фарфорового завода удалось детально передать атмосферу оригинала.
Кроме ваз, в числе основных фаворитов предстоящего аукциона — полотно Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян» с эстимейтом в 1-1,5 млн. фунтов стерлингов, которое выставляется на продажу из собрания Бруклинского музея изобразительных искусств в Нью-Йорке. Одно из частных французских собраний предоставило на торги интересное полотно Дмитрия Стеллецкого «Религиозная процессия по дороге в Новгород» (эстимейт 300-400 тыс. фунтов стерлингов). Несомненно, вызовет интерес и редкий автопортрет Филиппа Малявина, написанный на пике творчества этого художника в 1927 г. (эстимейт — 150-200 тыс. фунтов стерлингов). Холст является первым в своем роде автопортретом, появляющимся на рынке за 15 лет. В последний раз картина была представлена публике в рамках персональной выставки Малявина в миланской галерее Барди в 1929 г.