Выставка известного художника Александра Бабака «Двойная обнаженная натура», которая открылась в Киевском национальном музее русского искусства и продлится до 4 апреля, вызвала большой интерес у знатоков и просто любителей искусства. В новом проекте представлены восемь произведений самого Бабака и около двадцати рисунков из коллекции Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Выставка была организована совместно с Институтом проблем современного искусства
Предметом рефлексии нового проекта Александра Бабака стали академические натурные упражнения, которые на протяжении веков входили в канон художественного образования. Художник возвращает изображениям мужчины и женщины основополагающий смысл, очищенный от исторических, социальных и культурных наслоений, и помогают ему в этом рисунки, которые до сих пор находились вне сферы внимания профессиональной среды. Действительно, в украинском искусстве вряд ли удастся найти классические работы, которые касались бы этой темы.
«Двойная обнаженная натура» сосредоточивает внимание зрителя именно на рисунке, которому в учебном процессе придавали особое значение. Работы Александра Бабака представляют не просто обнаженных мужчину и женщину. Это, к примеру, первые люди, Адам и Ева, обреченные быть вместе и одинокими одновременно. «Заметным является поиск идеала даже в этих натурных постановках, и вместе с тем несомненно внимательное отношение к каким-либо отклонениям от телесной гармонии. Тщательно прослеживаются и строение тела, и жесты рук, и выражение лица. Удивляет то, с какой точностью исследуется человеческое тело, мужское, крепко сбитое пластикой мощных мускулов, или женское, с его струей гибких округлых форм»,— подчеркивает известный искусствовед Ольга Лагутенко.
Куратор проекта Валерий Сахарук отметил, что Бабак возвратил в современное украинское искусство традицию рисунков с натуры. Многие знают его пейзажи, натюрморты и портреты. Как и большинство представителей так называемой новой украинской волны, Бабак прошел едва ли не все ее этапы — с юных лет познал основы ремесла от отца-художника, учился в Республиканской художественной средней школе им. Тараса Шевченко, закончил Киевский государственный художественный институт. Но этот проект принадлежит к другой линии его творчества.
На выставке представлены работы студентов конца сороковых — начала пятидесятых годов. Среди них очень известные имена. Тут и Виктор Рыжих, и Аким Левич, и Григорий Гавриленко. Кстати, интересно, что Гавриленко получил за свой первоклассный рисунок только четверку. Это свидетельствует и об уровне требований в ту пору, и, может быть, о тех временах, когда на оценку могли повлиять и привходящие факторы, не имеющие отношения к искусству. В центре экспозиции работа отца художника — Петра Бабака. Александр обнаружил его совершенно случайно. «Когда отбирал в фондах академии студенческие рисунки пятидесятых годов прошлого столетия, которые должны были войти в состав выставки «Двойная обнаженная натура», рука сама, подсознательно, потянулась к листу, который был едва видим под полупрозрачной калькой. Я решил взять его для экспозиции. Присутствующая при этом Юлия Бондарь, сотрудница академии, сказала: «Посмотрите на подпись — это же рисунок вашего отца!» — рассказывает Александр Бабак.
Опыт Александра накладывается на опыт его отца, и это дает совершенно новое измерение восприятия и другое измерение тех работ, которые он сделал.
На открытии Ольга Лагутенко обратила внимание на то, что работы Бабака не являются простым цитированием, холодным репринтом, напротив, это — новый опыт, который нам дарит Александр через свой психологизм, через свой язык, который возникает на белом или заполненном пространстве. Он удивляет тем, что делает концептуальные, очень выверенные произведения.
Этот проект стал результатом многолетнего труда. «Я работал над ним лет тридцать, сразу после окончания академии»,— поделился Александр.
«Бабак всегда интересен тем, что от него постоянно ждешь какого-то сюрприза, в хорошем смысле слова. Отличительная его черта, что он именно рефлектирует. У него рецепторы, можно сказать, на коже, а не в мозгах. Он ощущает все: от почвы до запахов. К примеру, он часто пишет разноцветными глинами. Такой необычный человек. Причем делает все искренне, без всякой помпезности, без навязчивой саморекламы. Что касается этого проекта, тут возникает такое щемящее чувство чего-то уходящего или ушедшего безвозвратно. Многие современные студенты, можно это смело говорить, уже потеряли эти навыки. Никто не нарисует так, как это делали студенты пятидесятых годов. И это очень грустно. А Саша, на мой взгляд, придумал этот проект, чтобы возродить достойное отношение к рисунку, к композиции»,— рассказал художник, лауреат Шевченковской премии Михаил Шевченко.