Досуг

Художники на службе у музыкантов

Британский художник Дэмиен Херст подготовил обложку для нового студийного альбома Red Hot Chili Peppers «I’m with You», который поступит в продажу в конце августа 2011 г. Однако Херст далеко не первый известный художник, который оформил музыкальный диск. Среди его коллег, сотрудничавших с музыкантами, значатся Энди Уорхол, Борис Валледжо, Такаси Мураками и многие другие

Подобные творческие тандемы образовались достаточно давно, и поэтому неудивительно, что со временем появилось достаточно много премий именно за оформление пластинок — от номинации на «Гремми» до отдельного конкурса Best Art Vinyl Awards. Имена говорят сами за себя. Например, в этом году обладателем премии стал дизайнер Ричард Робинсон и фотограф Мэдс Перч, оформившие альбом группы Klaxons «Surfing the Void» на которой изображен кот в скафандре астронавта. Однако это далеко не самое звездное сотрудничество.

Одним из самых ярких примеров союза «артист — художник» был Энди Уорхол, который сотрудничал со многими знаменитыми командами, в частности с Velvet Underground. Обложка с бананом, которую он создал для их дебютного альбома, является одной из самых узнаваемых его произведений. Она также стала одной из первых «интерактивных» обложек в мире: картинку можно было отклеить, под ней обнаруживалось изображение очищенного банана. Другое «интерактивное» творение Уорхола — обложка Sticky Fingers группы Rolling Stones, на которую была наклеена настоящая застежка-молния.

Еще один известный рок-альбом, оформленный известным художником, — Horses певицы Патти Смит. Автором фотографии на его обложке является сам Роберт Мэпплторп. Смит и Мэпплторп познакомились, когда обоим было лет по 20, и о всемирной известности они даже не думали. Тогда Смит еще мечтала прославиться как художница, но судьба ее распорядилась иначе. Впрочем, изобразительное искусство она никогда не оставляла и постоянно совершенствовалась. На ее работы обратили внимание благодаря популярности ее музыки. Сейчас рисунки и фотографии, сделанные Смит, хранятся в коллекциях уважаемых музеев (в числе которых нью-йоркский МоМА) и экспонируются на выставках. Другой «художник по призванию», прославившийся как музыкант,— первый вокалист Pink Floyd Сид Барретт.

Достаточно много дисков оформил «отец» Конана, американский художник перуанского происхождения Борис Валледжо. Одна из самых известных его работ — серия сборников музыки XX века Romantic Collection, которая полностью была оформлена работами Валледжо. Также он создал обложку для альбома Оззи Осборна Ultimate sin. Кроме него он также сотрудничал с гитаристом Ингви Малмстингом, группой Manowar и др. Его мускулистые варвары с топорами и мечами, чудища с накаченными человеческими торсами, обнаженные красотки и драконы как нельзя лучше походят музыкантам, которые поют в своих песнях о борьбе со всякой бесовщиной, войнах эпических героев или, наоборот, пытаются навести на слушателя пусть и «детский», но ужас.

Еще одним художником, автором всяких клыкастых персонажей с обложек альбомов Motorhead, является британец Джо Петаньо. В конце 70-х он познакомился с создателем группы Лемми Килмистером. Тогда Петаньо сотрудничал с дизайнерским отделом United Artists и работал над концепцией сценического оформления концертов группы Hawkwind, из которой как раз ушел Лемми. Поскольку Лемми был большим фэном работ этого художника, он попросил его помочь с логотипом для его новой группы Bastard. Поскольку он хотел что-нибудь в духе дизайна шевронов, используемых в мотоклубах, поэтому Джо нарисовал гибрид из черепов обезьяны и собаки и добавил кабаньи бивни. Это изображение и стало прообразом Snaggletooth, тогда названным «Боевой свиньей» (англ. war-pig). Лемми посмотрел набросок, попросил добавить капли слюны, свисающей с клыков, и надеть на голову шлем. А затем группа сменила свое название на Motorhead.

Первое воплощение «боевой свиньи» на дебютном альбоме 1977 г. было черно-белым. На втором альбоме Overkill череп стал цветным. На обложке Bomber маскот был нарисован в виде наклейки на баке мотоцикла. Затем два релиза обошлись без использования черепа. Его возвращение состоялось четырьмя годами позже на альбоме Another Perfect Day. А уже на обложке легендарного релиза Orgasmatron в 1986 г. череп стал частью стремительно несущегося локомотива. Это, пожалуй, наиболее известное изображение «боевой свиньи». Дальше череп появлялся практически на каждом альбоме, правда, почти всегда строго в анфас, всякий раз смахивая не герб мотоклуба.

Что касается более современных художников, то стоит отметить, в первую очередь, одного из лидеров аукционных продаж, японского художника Такаси Мураками, который выполнил иллюстрацию для обложки альбома хип-хоп исполнителя Канье Уэста Graduation. А ирландцы U2 украсили обложку своей новой пластинки No Line on the Horizon фотографией, сделанной выдающимся соотечественником Мураками — Хироси Сугимото.

Некоторые современные художники получили известность именно благодаря сотрудничеству с рок-группами. Пример тому Стэнли Донвуд, создающий обложки альбомов Radiohead. Творчество Донвуда очень соответствует музыке этой группы, многие песни которой посвящены одиночеству и неприкаянности человека в современном мире. За обложку альбома 2001 г. Amnesiac художник даже получил премию «Грэмми».

Другой известный обладатель «Грэмми» — Роберт Раушенберг. Награду ему дали в 1984 г. за оформление специальной версии альбома Speaking in Tongues коллектива Talking Heads. Раушенберг не единственный художник, сотрудничавший с группой: обложку альбома 1985 г. Little Creatures украшает иллюстрация знаменитого американского наивного художника Ховарда Финстера.

Кроме Radiohead к обложкам также серьезно относится и другая британская группа Blur. Так, на обложке сборника их лучших хитов Best of Blur появились портреты участников группы, которые выполнил Джулиан Опай. А обложку Think Tank (2003) украсила иллюстрация таинственного «уличного художника» Бэнкси, который за последние пару лет приобрел прямо-таки бешеную популярность и хорошо продается на аукционах.

Другие представители «поколения 90-х» Manic Street Preachers использовали в оформлении обложки альбома The Holy Bible (1994) картины Дженни Сэвилл. Сэвилл известна главным образом своими полотнами с изображением болезненно тучных женщин. Ее «шоковое искусство» очень соответствует тематике альбома, состоящего из мрачных песен о Холокосте, депрессии и членовредительстве. Галерея Саатчи, которая представляет Сэвилл, запросила за использование иллюстраций $30 тыс., но художница, поговорив с автором текстов Ричи Эдвардсом, решила отдать музыкантам право на репродукции бесплатно.

Лидерами по сотрудничеству с современными художниками являются американцы Sonic Youth. Благодаря им многие меломаны обратили свое внимание на авангардный рок и творчество современных актуальных живописцев и фотографов. Среди художников, оформлявших обложки пластинок группы, — Рэймонд Петтибон, Майк Келли, Джефф Уолл, Ричард Принс, Кристофер Вул и критик культового журнала Wire Эдвин Паунси, также известный как карикатурист Savage Pencil. Самым известным альбомом Sonic Youth, наверное, является Daydream Nation, на обложке которого красуется репродукция картины «Свеча» Герхарда Рихтера. Эта работа, кстати, является самым дорогим произведением немецкого художника.

Нередко музыканты используют для обложек своих альбомов репродукции знаменитых картин. Например, на обложке пластинки Viva la Vida популярной группы Coldplay красуется «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, а Dead Can Dance взяли для альбома Aion фрагмент репродукции шедевра Босха «Сад земных наслаждений». Психоделическая группа Animal Collective использовала для альбома Feels иллюстрацию, являющуюся вариацией на тему творений знаменитого аутсайдера Генри Даргера.

Что касается украинских музыкантов, то мало кто из них балует своих поклонников интересным оформлением альбома. Как правило, артисты ограничиваются собственной фотографией. Приятным исключением у нас является группа «ТНМК», у которой все диски, за исключением одной «бестовки», оформлялись профессиональными художниками — Евгением Санниковым, Николаем Апостолом и Дмитрием Гапчинским (последний стал победителем конкурса на создание обложки альбома «Пожежі міста Вавилон», проводимое музыкантами группы). «Хочется, чтобы диск был неким фетишем, чтобы на нем было как можно больше информации и было, что рассматривать. Хочется также соблюдать идеологию группы, чтобы на обложке были не просто лица музыкантов, а какая-то идея, соответствующая той музыке, которая записана на диске»,— говорит один из лидеров «ТНМК» Александр «Фоззи» Сидоренко. По словам Фоззи, это было всегда коммерческое сотрудничество, однако, сколько конкретно стоила им работа того или иного художника, музыкант не сообщил. По информации «i», подобная работа может обойтись в $500-600.

milinevskiy
Share
Published by
milinevskiy
Tags: альбом