Досуг

Хэнкок преподнес классический коктейль

В Киеве прошел трехдневный джаз-марафон

Завершившийся в минувшие выходные III Международный фестиваль Jazz in Kiev вновь доказал своим поклонникам, что главным его достоинством, помимо несвойственного нашей стране высокого уровня организации, является возможность услышать вживую лучших мировых музыкантов, не выезжая за пределы Украины.

Организаторы фестиваля на этот раз вновь смогли угодить меломанам, составив программу таким образом, чтобы и поклонники академической музыки, и фанаты джаза, и те, кому больше по душе более доступная для восприятия качественная популярная музыка, смогли получить свою порцию удовольствия.

Открывал третий Jazz in Kiev известный аргентинский исполнитель на бандонеоне и композитор Дино Салуцци. Киевлянам он представил программу на основе своего последнего альбома El Encuentro, который господин Салуцци записал вместе со своим братом саксофонистом Феликсом Салуцци, виолончелисткой Ани Лехнер и оркестром Metropole Orchestra. В Киеве партию последнего исполнял New Era Orchestra под руководством Татьяны Калиниченко. Стоит отметить — несмотря на то, что New Era Orchestra органично вписался в общее музыкальное полотно (у музыкантов было всего лишь четыре репетиции), большей части аудитории пришлись по вкусу сдержанные, глубокие и захватывающие дух дуэты господина Дино Салуцци и его брата Феликса, или же бандонеониста и виолончелистки.

Атмосферные меланхоличные композиции, пробирающие до мозга костей, в которых едва заметно звучат ритмы танго или вальса, уносили внимательного слушателя далеко за пределы концертного зала, куда их постепенно возвращало симфоническое звучание струнного оркестра. Дуэты бандонеона и тенор-саксофона, или же бандонеона и виолончели, в которых разные инструменты звучат настолько органично, что их едва можно отличить друг от друга, разворачивали целые интимные истории. Публика, которая оказалась готова к восприятию достаточно сложной музыки, объединившей в себе народную традицию и современный классицизм, не хотела отпускать музыкантов со сцены, в итоге на бис они исполнили еще четыре композиции.

После на сцену вышла smooth-jazz группа YellowJackets. Поклонники встретили музыкантов громкими овациями и свистом, на что джазмены ответили игрой высочайшего профессионального уровня. YellowJackets наверняка знают, что и как нужно делать, чтобы зал буквально стоял на ушах: плотная стена звука, захватывающее дух, исполненное на одном дыхании соло саксофониста и басиста, и потрясающая показательная соло-партия барабанщика. Тут стоит сказать, не в обиду поклонникам smooth-jazz, что во время их выступления больше впечатляло то, как музыканты играют и обращаются со своими инструментами, чем собственно то, что именно они исполняют. Хотя те, кто пришел послушать своих кумиров, получили массу удовольствия, что они и демонстрировали своей бурной реакцией.

Второй день фестиваля по своему настроению несколько напоминал первый. Открывал его квартет Oregon. Сдержанное, практически нордическое, выступление Oregon (в этом году он отмечает свое 40-летие) вновь поразило публику своим высоким профессионализмом. Меняющий почти каждую композицию духовые инструменты Пол МакКэндлесс, то пересаживающийся за клавиши, то вновь берущийся за акустическую гитару Ральф Таунер, барабанщик и перкуссионист Марк Уокер сыграли свои лучшие композиции и пьесы из нового альбома In Stride. Фолк-джаз и ворлд-мьюзик в их исполнении завораживали и наполняли светлой приятной грустью. Захватывающая дух своей красотой лирическая композиция As She Sleeps и последовавшая за ней, пожалуй, наиболее эмоциональная Pepe Linque, написанная контрабасистом Гленом Муром, были кульминацией их выступления.

Но по-настоящему экспрессивным и эмоционально насыщенным было выступление квартета потрясающего гитариста Ли Ритенура. Выйдя на сцену, они мгновенно расположили к себе публику. Похвалив наш город и девушек, музыкант представил свою команду. То, что клавишницу Патрис Рашен господин Ритенур знает с 14 лет, и то, что они частенько устраивали веселые вечеринки, почувствовалось сразу. В процессе игры они вдвоем неоднократно уходили в отрыв, позволяя себе легкие шалости и хулиганство. Праздничный беззаботный дух на сцене поддерживала и ритм-секция в составе басиста Мэлвина Дэйвиса и барабанщика Сонни Эмори. Она же отвечала за фанк и полноценный раскачивающий грув. Музыканты продемонстрировали свою сыгранность, чувствовалось, что они понимают друг друга с одного взгляда, что давало им возможность много импровизировать и отрываться на сцене. Стоит отметить, когда сами джазмены получают такой кайф от игры, то и публика от этого выигрывает во сто крат. После своего выступления Ли Ритенур сказал, что был бы не прочь прихватить киевскую публику с собой, а та, в свою очередь, не отказалась бы оставить музыкантов в Киеве.

Кульминацией трехдневного музыкального марафона стало выступление хэдлайнера фестиваля — Херби Хэнкока. Пианист и композитор обещал представить в Киеве свою новую программу The Imagine Project, что он в принципе и сделал. Учитывая тот факт, что в записи альбома принимали участие такие музыканты, как Дэйв Мэтьюз, Сил, Пинк, Джефф Бек, Анушка Шанкар, The Chieftains, Тумани Диабатэ, Уэйн Шортер, Чака Хан и многие другие, было особенно интересно, как он прозвучит в живом исполнении. На киевском выступлении компанию живой легенде составили Джеймс Дженас (басс), Тревор Лоуренс (ударные), Лионель Льоке (гитара), Грег Филлингэйнс (клавиши, вокал) и Кристина Трэйн (вокал, скрипка). Появление Херби Хэнкока на сцене зал встречал овациями, стоя. Исполняя первую композицию, музыканты изрядно позабавились, а вместе с ними и публика. После чего господин Хэнкок обратился к аудитории, немного пошутил над теми, у кого были лучшие места в зале, и представил своих коллег. «Этот проект посвящен миру, тому, что все мы должны объединиться, чтобы решить глобальные проблемы,— рассказал Херби Хэнкок о концепции альбома.— Мы должны создать такой мир, в котором хотели бы жить».

Вокальные партии исполняли Грег Филлингэйнс и Кристина Трэйн, а для того, чтобы не утратить полноценное звучание альбома, Херби время от времени запускал с лэп-топа голоса других вокалистов, участвовавших в записи. «Мы же живем в XXI веке и должны использовать новые технологии»,— прокомментировал музыкант. Устроил Херби Хэнкок и настоящее шоу: вооружившись электронными клавишами, он вызывал на музыкальную дуэль то басиста, то гитариста, чем весьма позабавил зрителей. Поклонники господина Хэнкока услышали в этот вечер и кавер-версию Imagine Джона Леннона, и Tomorrow Never Knows, и The Times They Are A-Changin Боба Дилана и Don’t Give Up Питера Гэбриела. Однако больше всего впечатлила другая часть программы. Когда все музыканты ушли со сцены, и маэстро остался один на один с роялем, публика, казалось, стала свидетельницей настоящего таинства. Исполненный господином Хэнкоком получасовой микс из собственных композиций с вкраплениями из Claire de lune Клода Дебюсси, плавно переходящими в опознанные некоторыми меломанами отрывки из пьес Александра Скрябина и Мориса Равеля, пианист закончил отрывком из Dolphine dance. Большего, казалось, чувствительному слушателю уже не вынести.

panafidina
Share
Published by
panafidina