Чехов не сможет спасти украинского режиссера
В рамках II КМКФ студия пластилиновых мультфильмов «Новаторфильм» представила анимационный проект «Моя країна — Україна». Просмотр первых семи серий мультсериала напомнил присутствующим, что все-таки есть за что любить нашу страну.
Название проекта и тот факт, что финансировать его вызвалось государство, изначально не играли в пользу сериала. Но имя Степана Коваля (обладатель «Серебряного Медведя» на фестивале «Берлинале») как художественного руководителя проекта все-таки сыграло свою роль, и в результате посетившая презентацию публика была более чем приятно удивлена. Каждая серия сериала «Моя країна — Україна» посвящена интересным легендам и неизбитым историям, которые связаны с тем или иным населенным пунктом или местностью. Завесу тайны приоткрывают два главных персонажа — сказочник Сашко Лирнык (сценарист проекта Сашко Лирнык послужил прототипом мультяшного персонажа) и Кот-Воркот, благодаря которому Сашко и узнает древние легенды.
«Идея создать такой проект у нас с супругой появилась после посещения многочисленных кинофестивалей, на которых мы видели подобные российские, немецкие и т.д. проекты,— комментирует Степан Коваль.— С нашим они схожи не столько концептуально, сколько идеологически — они призваны воспитывать самые теплые чувства к своей родине. Сыграл свою роль и тот факт, что в последнее время преимущественно создается авторская фестивальная анимация, рассчитанная на взрослую аудиторию, а вот доступной каждому и, в первую очередь, детям,— в принципе нет. И мы решили сделать такое кино, а выбранная тематика обусловлена очень просто — для нее легче найти государственное финансирование. Ни один телеканал им не заинтересовался — анимация не приносит доход, им намного проще купить уже готовый продукт и разместить его в сетке, чем создавать собственный».
На данный момент готово восемь трехминутных серий, еще четыре уже в производстве, всего же по контракту планируется 26. Но авторы проекта отмечают, что идей у них хватит как минимум на 50 серий: «У нас нет привязки: одна область — одна серия, главное — стоящая история, а их очень много»,— отмечает сценарист Сашко Лирнык. Однако завершение проекта стоит под вопросом, ведь несмотря на то, что заказчиком выступает государство, ни копейки выделено еще не было.
Мультфильмы получились действительно интересные и не только дети получат искреннее удовольствие от их просмотра. Авторам удалось найти увлекательные сценарии и рассказать, и показать Украину так, что ее действительно можно полюбить. Визуализацией легенд занимается команда молодых режиссеров, аниматоров и художников под руководством господина Коваля. Каждый мультфильм по своей стилистике и технике исполнения не похож на предыдущий.
Совсем другое впечатление оставил просмотр фильма «Стреляй немедленно!» — единственной украинской картины, принявшей участие в основной конкурсной программе фестиваля. Снятая режиссером Виленом Новаком два года назад и доведенная до ума только сейчас, в рамках конкурса она выглядела несколько неуместно — и жанр, и тематика, и художественное решение слишком далеки от мировых кинематографических тенденций. «Стреляй немедленно!» — водевиль, в основу которого положена пьеса Антона Чехова «Медведь».
Правда, прежде чем дойти до оригинального классического сюжета, сценаристы придумали предысторию. Григорий Смирнов (Юрий Степанов) — начальник отдела кредитования в крупном банке. Все в его жизни до поры до времени складывается сухо и комфортно. Вот только в один прекрасный день он узнает, что красавица жена ему изменяет, а заемщики никак не хотят возвращать взятые в его банке кредиты. Управляющему же банка (Богдан Ступка) срочно, за два дня до Нового года, потребовалось закрыть все отчеты, а для этого заемщики в срочном порядке обязаны рассчитаться. Выбивать долги и отправляется господин Смирнов. В момент, когда он переступает порог злостной неплательщицы вдовы Елены Ивановны Поповой (Ольга Красько), и начинается классический Чехов.
Режиссер попытался поместить классический текст Чехова в современные реалии, но ничего выдающегося из этого не получилось. В итоге возникает диссонанс восприятия, который еще более усиливается посредственной игрой актеров. Вне зависимости от ситуации и произносимого текста (цитируют практически дословно оригинал), их мимика нисколько не меняется. Так и хочется сказать «не верю», когда Смирнов бесится от злости или когда доведенные до точки кипения, они хватаются за ружья. Хотя, возможно, такой была задумка режиссера — чтобы еще больше подчеркнуть идиотизм всего происходящего. Порой ситуации вызывают искренний смех, но это скорее заслуга классика, который и поныне актуален,— чем создателей картины. Невольно возникают сравнения с другой экранизацией с Михаилом Жаровым в главной роли и, стоит отметить, не в пользу работы Вилена Новака.