Йонас Мекас уверен в вечной жизни независимого кино
В столичном Музее современного изобразительного искусства Украины открылась ретроспективная выставка, посвященная деятельности легендарного арт-движения второй половины ХХ столетия — флаксус. Режиссер Йонас Мекас, один из основателей американского независимого кино и непосредственный участник флаксус, лично приехал в Киев презентовать проект «Из Нью-Йорка с любовью: Йонас Мекас, флаксус и американский киноавангард».
Условно проект «Из Нью-Йорка с любовью: Йонас Мекас, флаксус и американский киноавангард» можно разделить на две части. Первая, охарактеризованная Йонасом Мекасом как введение в искусство движения флаксус, разместилась на первом этаже МСИИУ. Здесь представлено более 200 экспонатов из коллекции Центра визуальных искусств Йонаса Мекаса. Это первая выездная выставка центра, чья коллекция, посвященная этому арт-движению, по своим масштабам считается третьей в мире. «Я очень рад быть в Киеве, потому что именно здесь родилась женщина, которую считают основательницей киноавангарда — Майя Дерен,— отметил господин Мекас.— Она вдохновила всех нас. А то, что вы видите на стенах,— хорошее введение в искусство движения флаксус».
В зале размещены работы таких известных участников движения, как Джордж Мацюнас, Йоко Оно, Нам Джун Пайк, Джордж Брехт, Бэн Вотрие и т.д. Всего во флаксус входило около 40 художников из разных стран мира, которых координировал Джордж Мацюнас. Есть много определений этого движения, но после ознакомления с экспозицией, нельзя не согласиться, что характеристика Йонаса Мекаса является наиболее точной: «Определяющим и объединяющим в творчестве всех участников флаксус была легкая улыбка, которую вызывает каждая из работ».
Для того чтобы рассмотреть все, нужно потратить немало времени, так как важны мелкие детали. Особенно это касается работ Мацюнаса «Атлас русской истории» или не менее занимательных таблиц — «История художественной миграции». Невозможно пройти мимо таблицы Бэна Вотрие, в которой он предлагает 58 забавных абсурдных способов того, что можно сделать с листом бумаги (например, попытаться поместить на него лошадь и 58 раз медленно перевернуть), или «Науки любви» Нам Джун Пайка. Придется задержаться у именных карточек художников, закодированных в ребусы, или у работы Джейн Ридл — разноцветных полосок, которые автор предлагает трогать с закрытыми глазами и гарантирует, что спустя какое-то время так можно научиться отличать цвета на ощупь.
Все это дополнено серией афиш спектаклей, перформансов, выставок и концертов, проводимых движением, флайеров, забавных карточек, которые участники отправляли друг другу, коллажей и комиксов, схематических планов содержания журнала и т.п., что дает посетителям представление, чем же занималось это легендарное арт-движение. «Все, что вы видите вокруг — произведения искусства, всегда ими были и будут,— настаивает господин Мекас.— Искусством их делает улыбка, а также то, что они меняют человеческое восприятие окружающего мира». Дополняет все это мультиэкранная видеоинсталляция Йонаса Мекаса «Квартет деструкции». Одновременно на четырех экранах непрерывно демонстрируется четыре разных по хронометражу фильма, которые вместе создают картину символичных реальных деструкций. На первом — документальные съемки перформанса Нам Джун Пайка, на втором — демонтаж Берлинской стены, на третьем — отснятая Мекасом огненная скульптура Даниуса Кестминаса, а на четвертом — уничтожение торгового центра 11 сентября. Также здесь представлена незаконченная серия 16-миллиметровых фильмов «Нью-Йорку с любовью» и фильм «Zefiro Torna: сцены из жизни Джорджа Мацюнаса».
Вторая часть проекта — демонстрация классики американского киноавангарда из масштабной коллекции господина Мекаса, в том числе фильмов Майи Дерен и его собственных, в столичном Доме кино. Йонас Мекас до сих пор не расстается со своей камерой, как и 50 лет назад, он продолжает снимать все, что его окружает. «Я снимаю моменты радости и праздника и не снимаю то, что повергает нас в депрессии, меня не интересует ужас,— комментирует свое творчество режиссер.— Мои фильмы не имеют идеи как таковой, я просто двигаюсь по жизни с включенной камерой и снимаю то, что мне хочется снять,— свою жизнь, друзей, незнакомых людей. Потом все кусочки склеиваю вместе». В объектив его камеры на равных условиях попадали как Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Джон Леннон, Микк Джаггер, так и обычные простые люди.
Также оптимистично он смотрит и на будущее авторского кино. «Независимый кинематограф будет всегда существовать. Но сегодня он меняется, сейчас используются другие технологии, например, вместо кинокамер — видео, — продолжает режиссер. — Все моментально выкладывается в интернет, все, кто хочет быть независимым режиссером, переместятся в сеть».