Кристофер Нолан отказался от 3D ради воссоздания мира сновидений
Сегодня в широком украинском прокате стартует один из наиболее ожидаемых фильмов лета — фантастический триллер режиссера Кристофера Нолана «Начало».
Обращаясь в фильме «Начало» к одной из наиболее интересных тем — глубинному подсознательному и миру сновидений, режиссер Кристофер Нолан создает картину равно достойную внимания как любителей традиционных голливудских экшенов, так и тех, кто не прочь проанализировать ее с томиком Фрэйда или книгой Кастанеды в руках. Правда, не исключено, что вердикты будут абсолютно противоположные.
Повышенный интерес к новому детищу господина Нолана, на чьем счету такие картины, как «Бэтмен. Начало», «Престиж», «Темный рыцарь», вызывает не только выбранная тематика, но и сама идея фильма, впечатляющий актерский состав, а также подход к режиссуре и непосредственно производству ленты. Весьма впечатляющий бюджет картины ($160 млн.) Кристофер Нолан предпочитает потратить не на новомодные технологии 3D, а на материальное, максимально реалистичное воссоздание мира сновидений. И это, стоит отметить, у него получается весьма убедительно.
«Начало» — по сути киноинтерпретирование режиссером стихотворения Эдгара Алана По «A dream within a dream» и картины Моурица Эшера «Относительность». Для того, чтобы убедительно показать, насколько зыбка (если она вообще есть) черта между миром иллюзий и реальностью, режиссер воссоздает на экране определенную визуальную эстетику. Не последнюю роль в этом процессе играет и манера съемки оператора Уолии Пфистера.
Кристофер Нолан сводит к минимуму использование компьютерных технологий, отдавая предпочтение громоздким декорациям и съемкам на натуре (группа объездила 6 стран на четырех континентах). Хотя здесь есть место впечатляющим спецэффектам и захватывающим экшн-сценам — взрывы и железнодорожный состав на улицах Лос Анджелеса — все это имело место быть в реальности.
Поразительно естественна сцена борьбы одного из персонажей с невесомостью, для полного реализма которой Нолан заставил актера около месяца репетировать все движения в специально построенном вращающемся колесе, имитирующем движение в разных плоскостях. Не менее захватывающий момент, когда главный герой учит силой мысли строить новые дома, улицы, мосты и по собственному желанию искажать реальность. И все это как нельзя лучше работает на донесение главной идеи фильма: «Все, что мы видим, все, что нам кажется, — это только сон в пределах сна».
Несмотря на то, что главные карты открываются в первые же минуты фильма и далее сюжет картины развивается вполне предсказуемо, это никак не мешает ему целиком и полностью поглотить внимания зрителя на добрых два часа. Дом Кобб (Леонардо ДиКаприо) — талантливый вор, лучший из лучших в опасном искусстве извлечения: он крадет ценные секреты из глубин подсознания во время сна, когда человеческий разум наиболее уязвим. Редкие способности Кобба сделали его ценным специалистом, однако лишили всего, что он когда-либо любил. И вот у Кобба появляется шанс исправить ошибки. Но для этого ему нужно не украсть идею, а наоборот — внедрить в сознание наследника энергетической империи Роберта Фишера (Киллиан Мерфи) желание развалить все, что создал его отец. Однако оказывается, что Дом может контролировать подсознание любого человека, кроме своего собственного, тут-то и происходит самое интересное.
К достоинствам «Начала» также можно отнести отличную актерскую игру тандема Лео ДиКаприо (в каком-то смысле подготовкой к этой роли для него стали съемки в «Острове проклятых», ведь проблемы обоих персонажей во многом схожи) и Марион Котийяр (Мэл). Не менее убедительно смотрятся и молодые актеры Эллен Пейдж (архитектор снов Ариадна) и Джозеф Гордон-Левитт (Артур). Заслуживает внимания также и саундтрек фильма, подготовленный Хансом Циммером. Но все это вовсе не гарантирует фильму Кристофера Нолана билета в вечность. Кто-то увидит в нем обычный экшен, кто-то заподозрит в штампах и заимствованиях, или же найдет миллион потайных смыслов и идей, а кто-то — просто качественное кино о том, что ему самому не понаслышке известно.