В Ялте были показаны результаты креативного пленэра «Траектории», проходившего в Байдарской долине. Дюжина объектов известных современных художников заняла первый этаж стоящего практически на самой набережной Ялты ЖК «Бригантина»
Это строение принадлежит запорожскому бизнесмену, коллекционеру и меценату Дмитрию Зусмановичу. Ему же пришла идея пригласить в свою усадьбу «Календы» в Байдарской долине художников (Александр Друганов, Игорь Ступаченко, Елена Бабенцова, Николай Журавель, Дарья Тищенко-Журавель, Александр Животков, Анна Гидора, Игорь Гусев, Ната Трандафир, Владимир Богуславский, Владимир Бовкун и Евгений Добровинский). Насколько успешен с финансовой точки зрения будет этот проект, покажет время, однако неожиданным он стал даже для самих авторов.
Куратор Олеся Авраменко, известная своими успешными пленэрами «Гурзуфские сезоны» и «Каневские импрессии», и в этот раз доверилась чутью Игоря Ступаченко. На «Гурзуфских сезонах», воплощая его идеи, художники запускали свои объекты плавать на глади высокогорного озера («Волна»), экспонировали на стенах домов центральной Ленинградской улицы («Трансформации времени»), заставляли слушать ветер на холме над Артеком («Флюгер»). В этот раз Игорь Ступаченко решил действовать еще жестче. Он придумал пленэр с четко сформированными заданиями. Художников, приехавших в Байдарскую долину, уже ждали готовые объекты, вырезанные из фанеры. Прямоугольник, овал и круг. На них надо было написать работы.
«По сюжету, я назначен автором первого проекта «КалендАрта»,— скромничает Игорь Ступаченко.— Нужно было определить, что можно сделать на взмах, быстро и эффектно, чтобы максимально соответствовать ситуации. Что в этом проекте главное? Не то, что будет нести каждый из этих объектов, а то, что все они должны быть привязаны к пространству «Бригантины», где будут впервые экспонироваться. Главным было максимально сработать на пространство, в котором окажутся созданные нами артефакты. Спровоцировать тех, кто придет за художественным впечатлением».
«Игорь Ступаченко спроектировал пленэр. С одной стороны, в результате получились оригинальные работы в стиле каждого из приглашенных художников, с другой стороны, они в некой единой форме, которую нам задал Игорь,— рассказывает московский художник Евгений Добровинский.— Проект этот не только живописный, он дизайнерский. По моему убеждению, получилось единое целое, поэтому более ценное, ведь произведением является не только каждая работа, но и весь проект».
Сказать, что всем художникам понравилось работать в столь жестких рамках, было бы преувеличением. Творческие люди очень любят и ценят свою свободу. Тем более что без своей машины из резиденции в Байдарской долине не выбраться. Это прекрасная часть Крыма, легендарная, но малоизвестная именно благодаря своей удаленности.
Однако Игорь Ступаченко результатом доволен. Он убежден, что чем скрупулезнее продумано задание художнику, тем лучше получается в итоге: «Непривычные условия всегда высвобождают творческую энергию. А сам проект «Траектории» допускает бесконечные трансформации. Такие простые, кажется формы, но даже разместить на квадрате овал можно двенадцатью разными способами, значит, работа может меняться в зависимости от задачи. Есть в ней секрет: овал прикрывает круглое отверстие, сделанное, чтобы облегчить конструкцию. А подвешенный на тросе круг может двигаться: раскачиваться, крутиться, что придает динамику объекту». Причем Игорь убежден, что в эту, заданную им форму, легко и не теряя своего стиля, вписался почерк каждого участника: «Все легко узнаваемы. Да, формат непривычен, но Животков создает в своем стиле, Журавель — в своем, Гусев — в своем…»
Дмитрий Зусманович, открывая вернисаж, тоже был доволен результатом проекта и обещал обязательно показать его осенью в Киеве, а потом и в Венеции. Что касается самого «КалендАрта», то этот проект «Траекториями» не ограничивается. Более того, по словам директора резиденции Игоря Гармаша, здесь ждут заявки самых разных направлений: «Мы приглашаем не только художников — режиссеров, сценаристов, актеров, творческих людей, для реализации их проектов».