Сегодня в украинский прокат выходит фильм режиссера Авдотьи Смирновой «Два дня» с Федором Бондарчуком (ФСБ) и Ксенией Раппопорт в главных ролях. Картина стала открытием фестиваля «Кинотавр-2011», после чего ее назвали «очень позитивным зрительским кино» и «первой ласточкой хорошего отечественного мейнстрима»
«Все началось, когда продюсер Рубен Дишдишян предложил мне написать сценарий комедии с Ксенией Раппопорт в главной роли,— рассказывает Авдотья Смирнова.— Ксюша — замечательная актриса и мой друг, а писать для нее одно удовольствие. А потом я подумала, а кто же будет в главной мужской роли? Федор Сергеевич Бондарчук! Он же по совместительству и сопродюсер фильма». По словам Смирновой, ей хотелось сделать фильм в стиле английской комедии — в стиле картины «Четыре свадьбы и одни похороны», но, по оценке критиков, «Два дня» скорее напоминает такие советские лирические ленты, как «Любовь и голуби» или «Служебный роман».
По сюжету крупный столичный чиновник, замминистра Петр Сергеевич Дроздов (Бондарчук) в ходе деловой поездки случайно оказывается в провинциальном музее-усадьбе полузабытого русского литературного классика Шегловитова, где влюбляется в заместителя директора музея Марию Ильиничну (Раппопорт). Все это похоже на детскую сказку о Золушке и Принце, но наивной слащавостью здесь и не пахнет. Равно как и правдоподобием. По сути, в фильме жизнь сталкивает представителей двух вполне сложившихся современных общественных классов, ставших сегодня антагонистами априори.
«Картина понравилась. Она вызывает теплые чувства, которых нам так не хватает. Но порой ловишь себя на мысли, что едва сводящая концы с концами интеллигентная провинциальная Маша искренне тянется к пусть и не лишенному приятности, к тому же богатому и влиятельному, но все же циничному столичному прощелыге, найдя в нем отзыв на свои душевные порывы,— говорит критик Алина Котова.— Да и кто она этому достаточно потасканному, явно страдающему алкоголизмом некрасивому Пете? Но Авдотья Смирнова заставляет нас поверить своему сентиментальному сценарию, реализация которого почти невозможна в современном мире, где «вол знается только с волом, а конь с конем».
По меткому отзыву одного из рецензентов, картина могла бы стать не более чем «пластиковой матрешкой российской действительности», но от этой жалкой участи ее спасают точные детали и сцены, окрашенные по-настоящему качественным юмором, попадающим в десятку.
«Трудно понять одну вещь. Это вроде бы кино о любви, но в течение этих «двух дней» ее нет и в помине,— говорит кинокритик Максим Шумейко.— Да, нам показывают якобы «трогательную» романтическую историю о взаимном влечении двух совершенно противоположных людей. Но поверить в то, что столичный барин всерьез воспримет рафинированную интеллигентку из захолустья, просто нелепо. Как в знаменитом романе Дюма: «Вы растроганы до слез, не правда ли, Портос?». Ироничность всей ситуации подчеркивается полным отсутствием сексуальных сцен. Я не говорю об их обязательности, но непонятно: что же еще, кроме пресловутой «романтики», может удержать этих таких разных людей вместе хотя бы два дня? Ведь явно не бессмысленные рассуждения о коррупции».
Далек от однозначного восхищения и кинокритик Сергей Сычев. «Авдотья Смирнова сняла на радость всем жанровый фильм. Конечно, «Два дня» — лучше, чем другие отечественные комедии, которые выходят в этом году. Но хуже, чем американские комедии, которым Смирнова пытается подражать,— считает кинокритик.— Причем дело здесь не в профессионализме. Я бы сказал, в чувстве меры. Лично у меня этот фильм всегда будет ассоциироваться с выставленной к зрителю попой Бондарчука, который, крякая, изображает уточку вслед за Раппопорт. Это не просто образ, а символ. Бондарчуковский герой, чтобы вы знали,— это такой принц нового образца. Чиновник, у которого честь и трудолюбие совмещены с типично русским плутовством,— совершенно автохтонным качеством. И вот его зад в трусах снят с предельно допустимой крупностью. Вот с этого мужского зада на весь экран начинается наш проигрыш американскому кино. С дурацких и затянутых сцен провинциальной пьянки и испражнений в парке. С «цеховых» шуток над бондарчуковской лысиной». По мнению Сергея Сычева, на фоне этих уступок дурному вкусу меркнут положительные стороны картины, которую он все же оценивает достаточно высоко.