Господин Жолдак заявил, что спектакль запрещен, и попросил журналистов поддержать его. «Я прошу меня защитить и дать информацию о том, что «Ромео и Джульетта» в Киеве была запрещена»,— заявил режиссер.
Объясняя, кто именно запретил показ, господин Жолдак сказал: «У нас есть официальный документ — письмо, выданное директором харьковского театра. Там черным по белому написано, что спектакль «Ромео и Джульетта» запрещен для показа в Украине. Написано на бланке с подписью». Режиссер имел в виду Харьковский государственный драматический театр имени Т. Г. Шевченко, основанный Лесем Курбасом. Его директором сегодня является Маргарита Сакаян. Но не в ней видит господин Жолдак корень зла. «Директор областного театра — это маленький червячок, букашечка в гигантском механизме. Вы что, не понимаете? Есть губернатор — это царь и бог, у которого на столе стоит 25 телефонов. И он дает указания»,— на повышенных тонах говорил Андрей Жолдак. При этом письмо госпожи Сакаян журналистам не было предъявлено.
Когда у режиссера слова заканчивались, в дело вступал господин, которого Андрей Жолдак представил как адвоката Александра Юрченко. Но слова господина Юрченко не проясняли ситуации. «Правообладатели постановки — немецкий театр «Фольксбюне», продюсерская компания и Харьковский государственный драматический театр имени Т. Г. Шевченко. Право вывоза спектакля на гастроли было передано продюсерской компании. Директор театра воспользовалась своим правом и написала: «Возражаю»,— сказал Александр Юрченко. При этом господин Юрченко добавил: «По закону о театрах и театральной деятельности ни один директор театра не имеет права запрещать показ спектакля. Сейчас произошло то, что произошло. Я общался с актерами, пытался узнать, почему спектакль не вывозят на гастроли. Они говорят: «Есть большие люди, которые этого не хотят». Андрей Жолдак признался, почему он в такой ситуации не хочет оспаривать свои права в суде. «Я не считаю это целесообразным делать в стране, где развиты бандитизм и политический рэкет», — сказал господин Жолдак.
После пресс-конференции корреспондент «i» решил поинтересоваться у господина Юрченко, есть ли основания привлекать госпожу Сакаян за подобные действия к ответственности. В момент, когда вопрос был задан, господина Юрченко оттеснила в сторону продюсер и сестра режиссера Катерина Жолдак. Не дав адвокату сказать ни слова, она заявила: «Можно, конечно, начать судебное разбирательство. Но вопрос не в этом, а в системе. Системе, при которой у тебя в руках остается мало возможностей восстановить справедливость в рамках законодательства. Человек, который реально запретил спектакль, нигде не светится. В лучшем случае накажут стрелочника».
После пресс-конференции мы связались с госпожой Сакаян, чтобы выслушать ее мнение по поводу сложившейся ситуации.
Вопрос:
Вы писали письмо о возражении против показа «Ромео и Джульетты» в Киеве?Ответ:
Какое письмо? Я никакого письма не писала. О каком письме вообще идет речь? Я ничего не могу понять. Меня в телефонном режиме журналисты попросили сказать, почему «Ромео и Джульетта» не привезли в Киев. Я директор театра и возражаю против этой постановки, но никаких писем по этому поводу я не писала. Это было бы ниже моего достоинства — писать письма по поводу спектакля, которого нет в нашем репертуаре.В:
А на каком основании вы выразили свое возражение?О:
«Возражаю» — это даже не то слово. Спектакль ни разу не шел в театре, была только открытая репетиция, за два года его забыли, его опять надо репетировать, вспоминать, восстанавливать… Говорить о том, что я возражаю, неправильно. Что значит, я «возражаю»? Если бы он шел, а я его отменила, тогда было бы понятно. Спектакль «Ромео и Джульетта» не был внесен в репертуар, потому что у Жолдака была такая договоренность с Германией.В:
На ваш взгляд, спектакль обладает художественной ценностью?О:
Ну, конечно, наверное, обладает.В:
Его нужно показывать в Украине?О:
Его, может, и нужно ставить и показывать, но не на сцене Харьковского государственного академического театра. В этом спектакле Жолдак перешел границы этики.В:
Вы имеете в виду обилие голых тел?О:
Дело не в голых телах. На сцене стоят унитазы, в которые обнаженные актеры испражняются (функции кала выполняет глина), а потом обмазывают им себя, едят это…Я скоро буду вести с министром культуры Юрием Богуцким беседу о присвоении театру статуса национального. Если он скажет, что для этого надо сыграть «Ромео и Джульетту», мы ее будем играть хоть 25 раз в месяц. Но, я думаю, если мы его хотя бы раз покажем… Ну, представьте, «Ромео и Джульетта», Шекспир. И со сцены из уст одного из героев звучат слова: «Товарищи, вы все равно не поймете искусство Жолдака. Собирайте билеты, сдавайте их, и уе…вайте из этого театра, пи…дячьте в русскую драму, пи…дуйте к Барсигяну». Как вам такие «Ромео и Джульетта»?