Вчера были официально объявлены фильмы — участники 63-го Международного Каннского кинофестиваля
Картина «Счастье мое» режиссера Сергея Лозницы (совместное производство украинской компании SOTA Cinema Group, Германии и Голландии) впервые примет участие в конкурсной программе фестиваля. Продюсер картины Олег Кохан рассказал «i» о том, что нужно сделать, чтобы такой успех стал для Украины закономерностью, а не исключением из правил.
Вопрос: Вы неоднократно выступали с заявлениями о том, что государство должно поддерживать отечественный кинематограф. С принятием закона «О внесении изменений в закон Украины о кинематографии и другие законы Украины о поддержке производства национальных фильмов» намечаются некие позитивные сдвиги. Как вы оцениваете эту инициативу? Насколько она может быть эффективной и поможет ли развиваться национальному кинематографу в будущем?
Ответ: Инициатива хорошая, позитивная, демонстрирующая интерес и желание государства поддержать отечественный кинематограф. Правда, отрасль находится в таком состоянии, что одного законодательного акта недостаточно. Через какое-то время государство спросит: «Где результат? Где кассовые сборы и фестивальный успех?» Но ни первого, ни второго в ожидаемом размере не произойдет. Да, объем финансирования увеличится, а кто будет снимать? Сколько снято дебютов за последние годы? Мы не видим молодых режиссеров, которые могут работать в жанровом или альтернативном стиле. А из мастеров остались считанные единицы. Но даже если талантливый режиссер снимет хорошее кино в Украине, оно должно каким-то образом попасть к зрителю. В кинотеатрах же все экраны занимают крупные мейджеры с большими пакетами фильмов, которые расписаны на годы вперед. Что касается международного проката, то обязательно нужны будут еще средства и на международную версию, и на продвижение и т. п.
В: То есть принятие данного закона несет скорее декларативный, чем практический характер?
О: Нет. Просто исходя из сложившейся ситуации, проблему нужно решать комплексно. Это только инициатива, которую нужно расширить до уровня государственной программы, рассчитанной на 7-12 лет, в которой бы системно учитывались все потребности киноиндустрии. Так в свое время сделали Польша, Чехия, Норвегия, Финляндия, Франция. Сначала нужно изучить собственные проблемы и понять, какая экономическая и творческая модель нам нужна. Тогда мы действительно сможем интегрироваться в международное кинопространство и создавать конкурентоспособное, качественное кино. Иначе у нас с такими полумерами будет то же самое, что с дорогами,— пытаемся латать ямы вместо того, чтобы один раз качественно сделать и комфортно ездить.
В: Возвращаясь к принятому закону, что конкретно сейчас он может дать киноиндустрии?
О: Он дает определенные преференции и некоторые льготы при налогообложении, стимулирует интерес инвесторов к производству кинопродукции. Это дает маленький импульс в привлечении финансирования, но в целом проблему не решает. Такая страна, как Украина, должна снимать минимум 50 картин в год. Отсюда количество проектов, съемочных групп и т. д., которые, в свою очередь, должны пройти какой-то отбор. Поэтому акцент нужно делать, в первую очередь, на новые творческие силы, на молодежь. То, что дается за год обучения в западной киношколе, наши студенты осваивают с трудом за четыре. И вот с этими работами, созданными за четыре года обучения, которые я назвал бы папкой эскизов, наши молодые режиссеры не имеют возможности сделать полноценный полнометражный проект ни за государственные деньги, ни за продюсерские. Так как продюсеру нужно точное понимание направленности и зрелости, а также ответственности за результат.
В: Как показывает международная практика артхаусного кино, не обязательно иметь большой бюджет, чтобы снять качественное интересное кино. В Украине же это скорее исключение, чем практика. Возможно, проблема не столько в финансировании или отсутствии образования, сколько в идейной импотенции?
О: Проблема кризиса идей есть всегда, но наша проблема — в другом. Мы теряем кадры из-за системной бездеятельности — кто уезжает, кто оставляет профессию. Говорить о том, что наши студенты не креативны, нельзя. На слуху примеры Мирослава Слабошпицкого, Тараса Томенко, Игоря Стрембицкого, Валентина Васяновича, Веры Яковенко, которые на первом студенческом уровне уже доказали свою творческую состоятельность. У них есть стремление снимать в Украине, но если государство не создало условия для дебютов, то другого выхода реализовать себя, кроме как уехать, у них не остается. Можно снять низкобюджетное кино, чтобы прорваться на рынок, но кино с большими постановочными задачами — количеством съемочных дней, актерами, декорациями, мастерингом, постпродакшеном и продвижением — им уже не под силу. И это от режиссерской потенции не зависит. Партнером режиссера должно выступать либо государство, либо авторитетный продюсер.
В: Почему в Украине не принято озвучивать бюджеты съемок и кассовые сборы фильмов?
О: Сложный вопрос. Традиция связана с тем, что коммерческая информация является во всех сферах закрытой. С другой стороны, рынок только развивается, и никто не хочет показывать свою успешность и неуспешность. В-третьих, объем рынка с экономической точки зрения мал, и если при этом вы не упоминаете, что у нас всего лишь 300 залов, то такая фактическая информация не отвечает коммерческому потенциалу картины. К тому же — объективно просчитать бюджет у нас сложно потому, что многие услуги или работы могут быть предоставлены на бартерной или безвозмездной основе.
В: Но финансовые продюсеры картин, которые, собственно, занимаются поиском средств, наверняка знают, сколько они потратили…
О: Я еще раз повторю, что просуммировать всё довольно сложно. Наша компания всегда озвучивает свои бюджеты.
В: Как вы ищете финансирование для своих проектов? Какой процент финансируют наши инвесторы? Насколько сложно их привлечь, учитывая, что кинопроизводство подразумевает довольно долгосрочные инвестиции?
О: Особенность кинопроизводства такова, что существуют разные модели финансирования. Источников очень много, начиная от собственных средств, фондов, телеканалов, дистрибуторов, продакт-плейсмента и заканчивая профильными и непрофильными инвесторами. У меня есть практика, когда я на уровне синопсиса уже продавал картину и имел прибыль,— это короткие деньги. Например, дистрибутору понравилась идея, он ее покупает, вносит предоплату, и эти деньги уже направляются в производство картины. Так наполняется бюджет. В Украине только формируется привлекательность этого бизнеса для инвестора. Я уже в этом убежден. Поэтому характеризовать их предпочтения сложно, мотивация, причины и аргументы бывают самые разные. Преимущественно на уровне: нравится — не нравится идея. Рынка как такового нет, судить очень тяжело. Мы, как правило, пользуемся своими средствами.
В: Украинские телеканалы проявляют какой-нибудь интерес к отечественному кинематографу?
О: Пока нет. Телеканалы только недавно освоили сегмент телефильмов. Когда же начали присматриваться к кинематографу, грянул кризис.
В: Насколько фестивальный успех картин помогает находить финансирование для будущих проектов, и как он отражается на кассовых сборах?
О: Старый советский стереотип о том, что «фестивальное кино — только для фестивалей, а не для широкого проката»,— настоящая проблема. Фестиваль — это мощный маркетинговый инструмент, это не только красная дорожка и кинопоказ. На фестивалях проходят кинорынки, а это означает, что картины, которые попадают в фокус внимания, продаются и покупаются для проката. Поэтому ответ очевиден. Например, фильм «Женщины без мужчин» («Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, 2009 г.) был продан в 38 стран. Украина же, к сожалению, пока удалена от актуальных кинопроцессов. Поэтому такое ошибочное мнение существует. Фестиваль — это внимание к фильму, пресса, реклама. Это марка, тренд. И они, безусловно, влияют на продажи.
В: Тем не менее в Украине «фестивальное кино» редко можно встретить на широком экране. Зачастую его показывают в рамках фестивалей, или в ограниченном прокате, на одном-двух экранах.
О: Да, это проблема. В европейских государствах существуют целые сети кинотеатров, которые конкурируют между собой за фестивальное кино. Такова структура рынка: есть фаст-фуды, есть изысканные рестораны, точно так же и в кинематографе. У нас рынок еще не развит, мы не видим большую часть того, что видит Россия, которая, в свою очередь, не видит и трети того, что смотрят Европа и США. Поэтому я и говорю о том, что нужно стимулировать открытие кинотеатров, давать преференции не только производителям, но и дистрибуторам на определенный период времени. Нужно для начала взрастить рынок (который даст рабочие места), научиться грамотно предоставлять услуги. И тогда кинематограф может стать бюджетонаполняющей отраслью, как это происходит во всем мире.
В: Насколько актуальным может быть открытие кинотеатров, учитывая набирающую обороты тенденцию скачивать фильмы в интернете или смотреть он-лайн?
О: Да, это актуальная проблема, которую мы из-за попустительства власти сильно запустили. Авторы, производители и дистрибуторы должны быть надежно защищены. Но не скажу, что это полностью избавит нас от пиратства в интернете. Нет. Тем более что большой экран, долби-звук, спецэффекты, плюс фактор коллективного просмотра, совместное переживание эмоций и желание вырваться из дома ничто не заменит.
В: Может, во многом, такое отношение зрителей зависит от качества предлагаемых фильмов?
О: Да, но это лишь одна сторона. У нас скачивают фильмы также и потому, что недостаточное количество кинотеатров. Соответственно, высокие цены на билеты — и целая прослойка населения не может себе позволить системно и регулярно ходить в кино. Открытие новых кинотеатров подразумевает падение стоимости билетов, но увеличение оборота зрителей.
В: Получая «Нику» за картину Киры Муратовой «Мелодия для шарманки», вы обещали, что в следующий раз представите режиссерский дебют. Это дает основание делать выводы, что кто-то у вас на примете уже есть…
О: Закончилась активная работа над фильмом Сергея Лозницы «Счастье мое» (это режиссерский дебют документалиста в художественном кино). Также мы готовимся к съемкам картины Fuga Mortis Кирилла Михановского. Есть в разработке еще несколько проектов, но пока не подписаны контракты, я не могу о них рассказать. Ну, и работа над масштабным проектом «Футбол, любовь моя». Это серия короткометражек, посвященная футболу. Мы хотим рассказать о нем, не показывая саму игру, ведь то, что происходит на поле,— лишь вершина айсберга. В этом проекте, наравне с мэтрами кинематографа (победителями и участниками Венецианского, Каннского и других престижных кинофестивалей), примут участие и дебютанты. Съемки будут проводиться по всему миру. Но это украинский проект, и я уверен, что у него будет большая прокатная история.
_____________________________
Кохан Олег Михайлович родился 2 июля 1976 г. в Киеве.
В 2001 г. окончил Международный институт лингвистики и права по специальности «международная экономика».
В 2001 г. основал и возглавил кинокомпанию SOTA Cinema Group, первым из масштабных проектов которой стал фильм Киры Муратовой «Два в одном». Проекты кинокомпании: «Два в одном», «Кукла», «Мелодия для шарманки» (режиссер Кира Муратова), «Райские птицы» (режиссер Роман Балаян), «Сердце на ладони» (режиссер Кшиштоф Занусси), Las Meninas (режиссер Игорь Подольчак), «Женщины без мужчин» (режиссер Шерин Нешат), «Счастье мое» (режиссер Сергей Лозница), «Шантрапа» (режиссер Отар Иоселиани), Fuga Mortis (Кирилл Михановский), «Футбол, любовь моя» (группа режиссеров).