Производство аксессуаров в бизнесе украинских дизайнеров превращается в весьма ощутимую статью доходов
На днях украинский дизайнер Андре Тан совместно с художницей Евгенией Гапчинской выпустил ограниченную серию женских сумок. Успешная реализация этих модных аксессуаров у различных дизайнеров дает основания говорить, что их производство перестало быть исключительно имиджевой составляющей.
В основе формулы выживания и финансового успеха большинства именитых домов моды давно уже лежит диверсифицированный подход — продажа широкого набора продукции, начиная с одежды и заканчивая аксессуарами, косметикой, парфюмерией, предметами для интерьера и т.п. Так, например, коллекции одежды дома Dior на сегодняшний день составляют лишь 15% всего товарооборота, остальные 85% — аксессуары. И их удельный вес с каждым годом только увеличивается. Отечественные же дизайнеры постепенно также приходят к такому построению своего бизнеса. И хотя украинским модельерам о подобном успехе говорить, к сожалению, пока не приходится, тем не менее производство аксессуаров для большинства из них уже переросло чисто имиджевую характеристику, превратившись во вполне самостоятельную бизнес-составляющую.
Визитной карточкой бренда Оксаны Караванской давно уже признаны ее сумки. Их производство из предмета, дополняющего образы коллекций, на сегодняшний день превратилось в абсолютно самодостаточный вид деятельности. «Не могу сказать об украинских дизайнерах в целом, но лично я совершенно точно знаю, что это мой бизнес, поскольку свою нишу я уже заняла,— комментирует госпожа Караванская.— Конечно, наш процент рентабельности по сумкам не дотягивает до стандартного европейского, но более чем 50% наших покупателей — иностранцы. Догадайтесь почему? Ведь наш дизайн эксклюзивен, а самооценка продаваемости занижена».
Не менее оптимистично настроена и Виктория Гресь. По словам дизайнера, производство сумок Дома моды Victoria Gres постепенно переросло практически в самостоятельное направление. «Конечно, мы пока не можем позволить себе, как прославленные мировые дома моды, делать полноценную линию аксессуаров, но регулярно запускаем в тираж несколько новых моделей. Во всем мире развитие линий аксессуаров приносит немалую прибыль домам моды. Наверное, и мы не должны быть исключением»,— продолжает дизайнер.
Однако Андре Тан, недавно выпустивший в свет серию сумок, созданных в соавторстве с художницей Евгенией Гапчинской, пока еще не видит в производстве аксессуаров достойную альтернативу. И хотя ограниченный тираж (100 экземпляров по цене $250), по словам дизайнера, раскупили еще на стадии эскизов, он заявляет, что украинские дизайнеры зарабатывают деньги совершенно другими вещами. «Лично я считаю, что линия аксессуаров должна быть у каждого уважающего себя дизайнера,— отмечает господин Тан.— Ведь такие ходы только помогают развивать сам бренд».
Насколько экономически целесообразно заниматься линией аксессуаров в наших экономических условиях, каждый украинский дом моды решает по-своему. «Наши сумки всегда пользовались популярностью у клиентов. У нас даже установили своеобразный рекорд — за год продали более 100 сумок одного дизайна,— рассказывает Виктория Гресь.— Поэтому, конечно, мы планируем развивать это направление. А вот в каких объемах? Вопрос пока остается открытым». Открытым этот вопрос остается не только для госпожи Гресь. Проблема в том, что в Украине нет достойной технической базы и специалистов, чтобы в промышленных масштабах изготавливать сумки надлежащего качества.
«Для полноценного производства сумок качества Louis Vuitton, Prada или Hermes базы, к сожалению, нет. Среднее качество сродни итальянским недизайнерским брендам найти можно. Но по цене и количеству, и даже иногда качеству, конкурировать с Китаем практически нереально»,— отмечает госпожа Караванская. В Доме моды Victoria Gres этот вопрос решают двумя способами — сумки ручной работы выпускаются в мастерской, а промышленные, тиражируемые, заказываются на фабрике в Италии. По этому пути планирует пойти и дизайнер мужской одежды Серж Смолин, который также в ближайшее время собирается запустить свою линию аксессуаров, правда, производиться она будет в Португалии.
Интересно, что принцип расширения аудитории домов моды за счет производства аксессуаров полностью себя оправдывает и в украинских реалиях. «Наибольшим спросом наши модели пользуются среди любителей экстравагантных сумок. И далеко не всегда их покупатели являются моими клиентами. Например, дама, которая строго придерживается дресс-кода, идет на гламурную вечеринку. Она не может изменить глубину декольте, но она может отложить огромную сумку Hermes в сторону и взять провокационную сумочку от Караванской, которая полностью изменит ее консервативный образ»,— говорит госпожа Караванская. Аналогичную тенденцию отмечает и Андре Тан: «Меня удивил тот факт, что в бутики специально за сумкой от Гапчинской и Тана начали приходить люди, которые никогда ранее не покупали вещи от ANDRE TAN».
Стоит отметить, что такой аксессуар, как сумка, уже давным-давно играет сольную партию и в формировании образа его обладательницы. Времена, когда хорошим тоном считалось подбирать сумочку в тон обуви, давно канули в Лету. «Сегодня сумка поет соло. В гардеробе она играет первостепенную роль, к ней лучше подобрать браслет, ожерелье, чулки, перчатки, пояс. Существует еще один вариант: все аксессуары разные, а одежда — монохромная»,— заявляет госпожа Караванская. То же констатируют Андре Тан и Виктория Гресь: «Мы живем во времена, когда Сара Джессика Паркер одним махом сломала этот и еще множество схожих стереотипов. Сумочка в цвет обуви — давно устаревший постулат».
Андре Тан отмечает, что в аксессуарах сейчас особенно модно совмещать разные фактуры: питона и страусиную кожу, бархат и пайетки, а также использовать миллионы других не менее выигрышных комбинаций. Что касается цветовой гаммы, то в моде яркий синий цвет индиго-блу, очень популярен грязно-голубой. По мнению же Виктории Гресь, главная тенденция — разнообразие и уместность. Поэтому в моде как объемные сумки из кожи или текстиля, так и геометрические небольшие клатчи. Да и цвета актуальны самые разнообразные — от классических и беспроигрышных черного и коричневого до самых ярких.
Выводит на передовую форму клатча и яркий цвет и Оксана Караванская. «В этом сезоне очень модная форма клатча. Варьируется только размер: от микроскопического а-ля кошелек до огромного, вмещающего в себя ноутбук. Очень актуален в этом сезоне красный цвет. Круто, если сумка украшена металлическими либо стразовыми заклепками в стиле панк. Если уж совсем хотите похиповать, возьмите сумку из яркой блестящей кожи в стиле диско. А в общем, сумка должна быть довольно простой конфигурации, но насыщенной всевозможным декором: аппликация, лоскуты, высечка, тиснение, кожа нестандартной фактуры и много всего другого. Чем нафаршированней, тем круче»,— утверждает дизайнер.