Досуг

Была ли тайна у Стравинского и Шанель?

Режиссер Ян Коунен уверен, что между Коко Шанель и Игорем Стравинским был роман

В столице стартовал 39-й Киевский международный фестиваль «Молодость». Согласно сложившейся традиции, на церемонии открытия президент Украины и почетный президент кинофорума Виктор Ющенко вручил «Скифского оленя» — приз «За вклад в развитие мирового киноискусства». В этом году его получила актриса Катрин Денев (в рамках фестиваля она представит картину со своим участием «Скрытый дневник»). Также президент наградил художественного руководителя фестиваля Андрея Халпахчи орденом «За заслуги».

Открывал «Молодость» фильм закрытия Каннского кинофестиваля — новая режиссерская работа Яна Коунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский. Тайная история». В этой картине режиссер «Добермана», «Блуберри» и «99 франков» вновь показал себя с совершенно новой, неожиданной стороны как автора спокойной, без психоделических изысков и глобального сарказма любовной драмы, на фоне которой смог отразить целую эпоху. Выход на экраны истории любви двух гениев, величайшего композитора и не менее великого модельера, успешно совпал с празднованием 100-летия «Русских сезонов»: ведь оба они имели самое непосредственное отношение к русскому балету (Стравинский как автор музыки, Коко Шанель — как меценат и автор некоторых костюмов для проектов Дягилева).

Пораженная «Весной священной» Игоря Стравинского (в 1913 г. ее премьера  в Театре Елисейских полей оказалась не понята публикой и завершилась скандалом, эта сцена в фильме получилась очень убедительной и впечатляющей) Коко Шанель (Анна Муглалис) спустя семь лет приглашает талантливого композитора (Мадс Миккельсен) с женой Катериной (Елена Морозова) и четырьмя детьми, оказавшихся в полной нищете, пожить в своем доме «Бель Респиро» в Гарше под Парижем, где бы он мог с комфортом продолжить писать музыку. Это реальный факт. Дальше же действие фильма развивается, следуя предположениям и фантазии авторов (фильм создан по книге британца Криса Гринхольфа «Вилла Бель-Респиро. История любви»).

Между композитором и Коко вспыхивает страстный роман, который, безусловно, способствует творческому гению обоих, но методично разрушает семейную идиллию. И хотя нет ни одного достоверного факта и свидетельства, подтверждающих их интимную связь, актеры играют столь убедительно, а тонкие детали и атмосфера того времени переданы так искусно, что зритель невольно верит в истинность всего происходящего.

Говоря о характерах персонажей, стоит отметить, что Игорь Стравинский в исполнении Мэдса Миккельсена (актер специально изучал русский и французский языки, а также учился игре на фортепиано) и в предложенном видении режиссера получился несколько бесхарактерным героем, который не вызывает особой симпатии. Интроверт по своей натуре, который находит выход своим эмоциям исключительно в музыке, в отношении с женщинами оказался обычным мужчиной. Он не находит в себе смелости прямо ответить жене на вопрос, спит ли он с Коко, не может отказаться от родной Кати, которая не только мать его детей, но первый критик и помощник, но также не может прекратить свою связь с Шанель — именно она вдохновляет его на создание потрясающей музыки. Страдающая туберкулезом Катя — воплощение традиционной русской жертвенности, «жена-декабристка», которая готова терпеть боль, унижения и лишения, лишь бы не мешать музыкальному гению мужа.

Зато более убедительной выглядит Коко. Несмотря на то, что и она, и Стравинский — творческие гении, именно Шанель является тем механизмом, который движет всей историей фильма. Много внимания Коко уделяет и режиссер, всячески подчеркивая важность ее черно-белой эстетики (интерьер дома, костюмы героини и даже черно-белые клавиши), делая акценты на ее бунтарстве и отличии от других женщин того времени (в пику всем бледнолицым она смело подставляла лицо солнцу), силе характера, независимости и т.п. Не последнюю роль в создании убедительности сыграл и тот факт, что Анна Муглалис вот уже несколько лет плотно сотрудничает с домом Chanel и довольно глубоко проникла в суть неоднозначного характера своей героини. Шанель, как паук, затягивает в свои сети Стравинского, будто издевается, даря его страдающей супруге духи, на создание которых ее вдохновил бурный роман с композитором, твердо говорит о том, что ей все равно — делает ли она кому-то больно, или нет. И в то же время, получая от нее письмо, отталкивает от себя Стравинского, но при этом не прекращает анонимно финансировать постановку Дягилевым балетов на его музыку и создавать к ним костюмы.

Несмотря на всю красоту фильма, убедительно переданную и выдержанную атмосферу, потрясающую игру актеров, финал оказался его главным недостатком. Излишне надуманный и пафосный (изрядно постаревшие Стравинский и Шанель в разных уголках земли продолжают грезить друг о друге), он несколько портит целостное впечатление о картине.

panafidina
Share
Published by
panafidina