Столичная галерея «Боттега» до 13 августа знакомит с циклом новых работ художницы Анны Криволап
Столичная галерея «Боттега» до 13 августа знакомит с циклом новых работ художницы Анны Криволап. Проект «Колодцы» представляет ее тематически связанную имажинистскую живопись и авторскую фотографию.
Идея новой персональной выставки Анны Криволап продолжает и творчески развивает традицию нетривиального соединения в одной экспозиции живописных полотен и светописи. Правда, вкус к такой своеобразной творческой комбинации проявился у Анны не сегодня. Однажды она вполне успешно выступила в таком жанре в совместном проекте «Параллельная реальность» с фотографом Андреем Котлярчуком. Смелая попытка сопоставления и взаимодополнения двух изобразительных рядов неожиданно себя оправдала. Фотографии Котлярчука, в данном случае как вид конкретного искусства, выгодно оттеняли фантазийность и буйноцветье холстов Криволап. Именно это свойство произведений художницы заставило искусствоведа Галину Скляренко сравнить их с работами Анри Матисса: «У Анны Криволап такое же чистое, гармоничное искусство, свободное от лишней детализации и дотошной описательности».
При том что живопись давно отошла от канонов изображения конкретных образов и сюжетов, вплотную занявшись игрой цвета, света и тени, это ни на йоту не приблизило ее к фотографии. Тем не менее мастера художественной фотографии на встречном движении тянутся к масляной живописи, создавая нефигуративные работы, на равных конкурирующие с традиционными техниками. На этот раз в проекте «Колодцы» Анна Криволап не только решила обойтись без помощи коллеги-фотографа, но и сыграла на контрастах, выставив параллельно со своими импрессионистскими холстами не только реалистичные, но даже дотошно документальные снимки, ностальгическая сепия которых придает им очарование «старины глубокой».
Не секрет, что мощь энергетики цвета у Анны Криволап почерпнута от отца, одного из создателей легендарного «Живописного заповедника» Анатолия Криволапа. Но, похоже, что в отличие от него в последнее время она все чаще отдает предпочтение фигуративной живописи, создавая своеобразные сочные пейзажи с необычайной колористикой. А вот к работам новой серии «Колодцы» вполне подойдет определение фольклорного этно-импрессионизма; здесь художница экспериментирует с образностью, явно вдохновленной национальными мотивами. Иной раз ее очередной колодец, хоть и по сказочному ярок и пестр, но вполне конкретен, а порой в странной замысловатой комбинации линий и пятен не найти ни малейшего признака схожести с реальностью.
«Колодец, сохраняя те самые функции знакового архитектурного сооружения — символа украинского села, трансформированного в пространстве и во времени, от колодца до журавля, потом от журавля до колодца, в наше время, к сожалению, исчезает», — говорит Анна Криволап. Колодец для нее — это источник не только воды, но и человеческой жизни. Это и уникальный объект природной среды, и совершенная скульптурная композиция, и конструктивный механизм архитектоники украинского села…