В Украине ежегодно предпринимаются попытки выпуска комиксов, но в отличие от Европы и Америки, у нас этот жанр по-прежнему остается мало востребованным
В Украине ежегодно предпринимаются попытки выпуска комиксов, но в отличие от Европы и Америки, у нас этот жанр по-прежнему остается мало востребованным
«У нас комиксы это своеобразное некоммерческое движение, участники которого рисуют с пристрастием, но не с точки зрения заработка денег,— комментирует Евгений Тимашев, создатель и редактор украинского сайта о комиксах comics.com.ua.— Все элементарно, это происходит потому, что пока этот сегмент не настолько у нас востребован». По словам господина Тимашева, авторы чаще работают по случайным заказам от рекламных агентств, активно откликаются на заказы по созданию компьютерных игр или мультипликации.
Чтобы хоть как-то самореализоваться, наши художники активно участвуют в специализированных фестивалях, самые популярные из которых международный московский фестиваль рисованных историй «КомМиссия» и международный питерский фестиваль комиксов «Бумфест». Кстати, и в Киеве в конце прошлого года состоялся первый международный фестиваль комиксов, манга и рисованных историй «9-й мир», организованный все теми же энтузиастами. Среди них первый и единственный Всеукраинский журнал рисованных историй «К9», который выходит у нас уже пятый год, а сегодня тираж его достигает 25 тыс. экз. От слова «комикс» создатель журнала Алексей Олин старается отойти, чтобы доказать серьезность этого жанра читателям, поэтому чаще используются термины «графическая новелла» или «рисованные истории». По словам редактора, журнал не приносит пока достаточной прибыли, однако это хорошая почва для зарождения жанра у нас.
«Действительно, этот жанр не проник в нашу культуру отчасти потому, что наши люди еще не до конца понимают суть комикса,— продолжает Евгений Тимашев.— Для многих это веселые рисунки с персонажами из детских книжек, где мало текста и много картинок, которые издаются для детей. Однако это не совсем так». В большинстве стран мира поклонниками комиксов являются как раз взрослые люди, и как вид творчества комикс имеет свою аудиторию. Во Франции и Бельгии, первых двух странах, официально записавших комикс сразу после кинематографа девятым в список признанных миром искусств, индустрия комикса находится на таком высоком уровне, что финансируется правительствами. Более того, существует специально созданный еще в 60-х гг. Центр изучения графической литературы во Франции, который занимается исследованием только этого жанра изобразительного искусства.
Это и не удивительно, ведь комикс уходит своими корнями далеко в прошлое не только западной культуры, но и нашей. Так, по словам украинского комиксмейкера Алексея Чебыкина, следы графических историй есть со времен Киевской Руси в виде житийных икон и даже в наскальных рисунках далеких предков. «Со времен Советского Союза, когда комиксы считались капиталистической заразой, пришедшей из загнивающего Запада, и когда меня ставили в плохой пример на комсомольских собраниях, отношение к комиксу немного изменилось, однако наш читатель так и не имел возможности узнать и увидеть эту мировую индустрию целиком,— рассказывает господин Чебыкин.— Культура комикса, безусловно, близка нам, но на сегодняшний момент, к сожалению, она находится на очень примитивном уровне».
За восемнадцать лет независимости Украины делались неоднократные попытки издавать национальный продукт в виде журналов с комиксами или печати комиксов на газетных полосах, но это зачастую не приводило к успеху. Некоторые отечественные художники рассказывают о том, что к ним не раз обращались с идеями издать качественные комиксы на историческую тематику и даже перенести классику в комикс — в общем, целая череда идей в результате не привела к окончательному результату.
Несколько лет назад издательство «Фолио» выпустило серию комиксов по булгаковским «Роковым яйцам», однако тираж большей частью оказался списанным в макулатуру. С того времени браться за подобные проекты издатели не хотят, объясняя невостребованность рынка тем, что «нашему читателю не близка эта культура». В издательстве «А-ба-ба-га-ла-ма-га», специализирующемся на выпуске детской литературы, говорят о том, что им просто неинтересно данное направление. «Это целая индустрия, которой выделяются огромные площади на специализированных выставках и фестивалях, популярная во многих странах, но нам она пока не интересна настолько, чтобы ею заниматься»,— прокомментировал директор издательства Иван Малкович.
Поэтому на протяжении последних нескольких лет наши художники все больше ориентируются на европейский и американский рынки. К примеру, несколько авторов успешно сотрудничают с французскими издательствами. Первопроходец в этом направлении Игорь Баранько рисует для французов уже восемь лет и говорит о том, что там всегда есть определенный спрос, и если попасть в удачный период, то можно работать на выгодных условиях. Так, в среднем стоимость одной полосы, равной формату А3, составляет EUR150-200. При среднем альбоме в 50-60 страниц, на которые уходит около полугода, автор может получить вознаграждение до EUR12тыс. А если повезет, и история станет популярной, то автор будет получать немалый процент от переизданий. «Попытки пробиться на европейский рынок займут не один день, но рано или поздно это стоит сделать, потому что ориентироваться на местный рынок пока не получается, ведь наши издатели падают в обморок от услышанных гонораров, которые предлагают, к примеру, французы»,— рассказывает господин Баранько.
Комикс-индустрия в Америке заслуживает отдельного рассмотрения, ведь большая часть популярных на весь мир рисованных историй пришла к нам именно оттуда — гигант на этом рынке компания Marvel создала целый конвейер полюбившихся зрителю персонажей, таких как «Человек-паук», «Люди Х», «Супермен» и «Бэтмен», «Железный человек», «Халк» и др., впоследствии экранизированных Голливудом. Развивающаяся несколько быстрее нас в этом направлении Россия сегодня также предпринимает попытки связать цепочку комиксы — кинематограф, однако в обратном направлении. Так, не первый месяц ведется работа над комиксами «Обитаемый остров». Напомним, в этом году уже вышел первый выпуск комиксов по фильму «Ночной дозор».
Комикс уходит своими корнями далеко в прошлое не только западной культуры, но и нашей. Следы графических историй есть со времен Киевской Руси в виде житийных икон и даже в наскальных рисунках далеких предков. Культура комикса, безусловно, близка нам, но на сегодняшний момент она находится на очень примитивном уровне