В этом году госпоже Пап исполнилось бы 90 лет.
Имя Ирины Пап хорошо известно в профессиональных кругах, но совершенно не на слуху у более широкой аудитории. Обаятельная невысокая женщина, как описывают ее те, кто знал, основала фотошколу при украинском Институте журналистского мастерства и воспитала целое поколение фотокорреспондентов. При этом к собственной деятельности фотограф относилась довольно небрежно, значительная часть ее архивов оказалась уничтоженной, множество негативов она выбрасывала сама. Большинство представленных в «Ра» снимков напечатаны как раз с таких выброшенных негативов — их нашел Валерий Милосердов, работавший в украинском корпункте «Известий» после Ирины Пап.
Впрочем, даже ничего не зная о фотографе, достаточно просто взглянуть на снимки, чтобы понять: сделал их настоящий мастер. Снимки Пап не только зафиксировали самые значительные исторические моменты вроде визита Фиделя Кастро в 1963 г. или атмосферу Киева конца 50-60 гг. ХХ века (большинство из почти полусотни фото относятся как раз к этому отрезку времени). Ее фотографии интересны в первую очередь тем, что даже сюжеты с явной идеологической подоплекой вроде ленинского субботника на заводе или портретов образцовых строителей метрополитена выглядят гораздо более живыми, чем некоторые современные глянцевые фото.
Подобные уникальные экспозиции способствуют всплескам интереса к фотоискусству — открытие было непривычно многолюдным для «Ра». Присутствовавшие дочь и внук Ирины Пап рассказывали перед телекамерами, какой неординарной и яркой личностью была легендарная фотожурналистка. А заодно размышляли о том, что в теперешней цифровой фотографии гораздо меньше души, чем на снимках, сделанных пленочными фотоаппаратами. Глядя на выставленные снимки, невольно соглашаешься с этой мыслью, хотя дело не в том, какая камера в руках у фотографа, а в том, кто эту камеру держит.