Не беремся судить, насколько востребованной широким зрителем окажется нарочито старомодная колониальная мелодрама в контексте весеннего праздника, но грамотность режиссуры, потрясающая пейзажность, волшебность музыки и академичность рассказываемой истории делают фильм приятным во всех отношениях.
20-е годы прошлого века. Молодая английская аристократка Китти (Наоми Уоттс) скоропалительно выходит замуж за молодого тихоню-бактериолога Уолтера (Эдвард Нортон), которого совсем не любит, зато он любит ее безрассудно. Да и семья недвусмысленно намекает на то, что устала содержать уже взрослую дочь. Загвоздка только в том, что Уолтер работает в Китае, и следовательно — молодожены должны незамедлительно уехать в Китай. Там-то и начинается самое интересное. Китти изменяет нелюбимому мужу при первой возможности — с дипломатом-щеголем (Лив Шрайбер), у которого тоже есть семья.
Все бы ничего, да вот узнавший об этом супруг меняется в одночасье до полной неузнаваемости — навсегда в прошлом оказываются былая деликатность и обходительность. Преобразившись, Уолтер ультимативно приказывает изменнице сопровождать его в провинцию, где свирепствует холера и требуется пусть даже и непрофильный, но врач. Несогласие будет означать развод и, как следствие, скандал. Китти бросается к любовнику, да безрезультатно: придавать интрижке серьезный характер он не намерен. Ситуация безысходная — приходится принимать условия ожесточившегося мужа и отправляться все-таки с ним в азиатское захолустье. Где тех, кого не убьет болезнь, убьет скука. Впрочем, будучи один на один с эпидемией (и справедливо обозленными националистами в довесок), пара вынужденно проходит через метаморфозы отношений, которые были бы невозможны в других условиях. Разобравшись с пространной завязкой, «Разрисованная вуаль» напоследок с расстановкой и выражением рассказывает о том, как два изначально чужих человека проходят через все возможные эмоциональные фазы — ненависть, непонимание, страх, отчужденность и отчаяние. В конечном итоге, они приходят — во многом неожиданно для себя — к родственности не формальной, но душевной.
Картина в первую очередь впечатляет основательностью — китайская натура отработана профессионально и размашисто. Для американского режиссера Джона Керрана это грандиозный шаг вперед после неудобной персонажной драмы «Мы здесь больше не живем» (где также, между прочим, фигурировала Наоми Уоттс), которая принесла автору известность. Но он и в новой картине продолжает исследования адюльтера как феномена в провинциях, вооружившись на сей раз классическим исходником в качестве платформы. Получается не лучше, чем в прошлый раз, но иначе, совсем для другой аудитории. И все же по-своему очень недурственно.
Вообще Сомерсет Моэм относится, пожалуй, к тем прозаическим величинам, которыми восхищается гораздо больше людей, чем, на самом деле, штудирует. Но как постановка по классике, «Разрисованная вуаль» избегает литературной напыщенности и сухости. Фильм затянут, но в рамках дозволенного — обязывает стилистика, но зритель ни на минуту здесь не начнет зевать. Юмор пущен через хронометраж пунктиром, но ему удается успешно разбавить неминуемый пафос костюмированной драмы. Для любимчика публики Эдварда Нортона роль двуликого мужа — вполне убедительная компенсация за недавнего слабенького «Иллюзиониста», даже вопреки глупому полубоксу. Труднее Наоми Уоттс, которую мы не видели на экранах со времен «Кинг Конга» — эту роль когда-то играла сама Грета Гарбо. Но Уоттс не тягается с легендой, справляясь с Китти по-своему. Она раскрывает персонаж, а этого в данном случае достаточно. К слову, в роли любовника здесь — ее настоящий жених. Такая вот интересная подробность.
Читавшие роман обязательно посетуют на сильно переписанную концовку, и все же неосведомленным финал покажется абсолютно логичным. Таковым не объяснено лишь название. Но это, право, мелочи.
Наоми Уоттс
Англичанка австралийского происхождения, снимается в кино с 1986 г. Широкую известность получила благодаря фильму режиссера Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» (2001 г.), в котором сыграла главную роль. Укрепила зрительский успех благодаря участию в коммерческих проектах («Звонок-1,2», «Кинг Конг») и независимом кино («Взломщики сердец», «Мы здесь больше не живем»). В 2003 г. номинировалась на «Оскар» за главную роль в фильме «21 грамм». В конце февраля объявила о том, что ожидает ребенка от актера Лива Шрайбера.