Такие картины объединяют в себе в равной степени голливудский масштаб и американскую политкорректность. Впечатления от картины двойственные и даже взаимоисключающие. С одной стороны, мощь сыгранных ролей Леонадро Ди Каприо и Джимона Хунсу бесспорно впечатляет, а грандиозность изображения хаоса гражданской войны радует глаз профессиональной добротностью. С другой — грузная значительность и нравоучительность поднимаемых режиссером Эдвардом Цвиком проблем африканского континента утомительны и даже лишние в приключенческом фильме.
Гражданская война в Сьерра-Леоне, 1999 г. Бесчинства, в стране, чинимые правительственной армией и повстанцами, равноценно анархичны и кровавы, и тысячи невинных гражданских жителей бессмысленно гибнут меж двух огней конфликта. Во время одного из нападений революционеров-вандалов рыбака Соломона забирают на алмазные рудники, хозяева которых финансируют всю вооруженную неразбериху. Его сына насильно превращают в малолетнего партизана, а рыбацкая жена с дочерьми сбегает в неизвестном направлении. Будучи на рудниках Соломон успевает найти огромный алмаз и припрятать его, прежде чем прииск разбомбит гражданская авиация, а сам он окажется в тюрьме как потенциальный подельщик сопротивления. Там он и встретится с авантюристом Дэнни, занимающимся контрабандой ценных камней из Африки в цивилизованный мир. А Дэнни поддерживает связь со всеми нужными людьми и знает, как выгодно продать находку. Другое дело, что для того чтобы продать камень, к нему нужно возвратиться, пройдя через всю страну, превратившуюся в кромешный ад без конца и края. В этой миссии парочке помогает репортерша Мэдди, благодаря которой Соломон сможет отыскать свою жену и дочерей, а Дэнни — новые черты своего циничного характера.
«Кровавый алмаз» номинирован на пять «Оскаров», в том числе и за мужские роли. Странно, что Ди Каприо и Хунсу оказались в разных номинациях — на главную и второстепенные роли, — хотя в фильме их персонажи равноценны. Причем Ди Каприо, при всем уважении к его несомненной зрелости и мастерству, оказывается в тени просто таки грандиозного бенефиса Хунсу — этот афроамериканец играет в «Кровавом алмазе» с едва ли не запредельной мощью и глубиной. Для актера нынешняя номинация — вторая после аналогичной пятилетней давности (за драму «В Америке»). Шансы на победу на сей раз весьма велики: образ ущемленного негра, знающего цену себе и белым, по сути семейным ценностям, слишком ярок, чтобы быть незамеченным американцами.
Вместе с тем режиссер Эдвард Цвик («Последний самурай») явно переусердствовал с морально-посыльными рычагами на фоне грандиозной по размаху постановки. Его методы разговоров за мир во всем мире, с несколько напыщенным вычерчиванием проблемы, делают картину содержательно слабее позапрошлогоднего триллера «Преданный садовник».