Колонка Андрея Уманца, специального корреспондента
Подумаешь, регионалы за несколько месяцев подмяли под себя большую часть влияния в судебной системе. Ну, и что с того, что полный контроль за работой судов и судей тоже не за горами? В конечном итоге — и в этом можно найти положительные моменты. Как минимум исчезнет многолетний конфликт между двумя равносильными командами — главы Верховного суда (ВСУ) Василия Онопенко и председателя комитета Рады по правосудию, члена Высшего совета юстиции (ВСЮ) Сергея Кивалова (Партия регионов). Достаточно сказать, что это противостояние, тянущееся с 2007 г., практически полностью блокировало законодательный процесс в судебной сфере и привнесло ряд других негативов в работу судов.
Но, помимо этого, у юридических групп влияния в Партии регионов ныне есть и задача-максимум, связанная с исторической возможностью сцементировать судебную систему, задать в ней единые правила игры, приструнить отдельных зарвавшихся судей.
А значит — главный вопрос сегодня заключается в следующем: а что регионалы, собственно, намерены делать с новоприобретенными властными возможностями в судебной системе?
Исходные позиции таковы. Команда Сергея Кивалова смогла прочно обосноваться в комитете Рады по правосудию и в ВСЮ — там у них солидное большинство. При этом полномочия ВСЮ были существенно расширены на позапрошлой неделе, благодаря чему дисциплинарный процесс над судьями сегодня должен проходить быстро и гладко. Помимо этого, господин Кивалов — желанный гость как у руководства Высшего хозсуда, так и у руководства Высшего админсуда. В Администрации президента за судей отвечает Андрей Портнов, дружба которого с Сергеем Киваловым ни у кого сомнений не вызывает. В Минюсте правит бал Александр Лавринович — тоже не чужой человек и господину Кивалову, и господину Портнову. К этому всему непременно нужно добавить и действующее большинство в парламенте, и президента Виктора Януковича.
При этом влияние и ВСУ, и Совета судей Украины (ССУ) сегодня стремительно приближается к нулю. Ситуация для них настолько критична, что ключевые члены команды Василия Онопенко ныне всерьез размышляют о непосредственных угрозах своим личным должностям и карьерам. Тут уж не до расширения или удержания полномочий. Вполне вероятно, что после грядущей судебно-правовой реформы и от ВСУ, и от ССУ останутся рожки да ножки. Другой команды, способной оппонировать регионалам, не существует.
Таким образом, в истории независимой Украины ни у кого не было таких возможностей по концептуальным и глубоким преобразованиям в судебной системе, как сегодня у Партии регионов. Но в мелочных дискуссиях теряется ответ на главный вопрос — а чего они сами хотят, зачем им всё это? Ключевые регионалы на этот вопрос прямого ответа не дают, прикрываясь ничего не значащими фразами.
Поэтому мы вынуждены только гадать, будут ли они строить судебную систему европейского или какого-либо другого образца. Или вообще ничего не будут делать? В любом случае, в украинском обществе многие инстинктивно понимают, зачем все это регионалам, однако противиться им никто не собирается. Молчание — знак согласия, а потому к промолчавшим и согласившимся просьба — не обижайтесь в будущем, если вдруг что.