Мнения

У бабушки в селе

Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»

«У бабушки в селе» — эта волшебная формулировка наверняка знакома всем нам с младых ногтей. Причем ее не стоит воспринимать буквально. На самом деле это даже не село, в котором живет ваша бабушка. Это совершенно другой мир, надцатое измерение, где есть все и возможно все. В сарае у бабушки может стоять дедушкин немецкий мотоцикл, велосипед с устройством, позволяющим ездить на заднем колесе, такой же крутой магнитофон, плейер. А еще «в селе» возможно нарушать законы гравитации, физики, термодинамики и, естественно, здравого смысла. В той или иной мере это «село» на грани реальности и воображения, в котором происходят порой невероятные вещи, под разными названиями было у каждого. Увы, моя бабушка не жила в селе и все мое детство было лишено такого мощного инструмента сублимации и прекрасного поля для тренировки собственного воображения.

Иногда, когда я общаюсь с некоторыми людьми, меня с точностью до наоборот посещает это надцатое измерение. Если «село» из детства было отличным поводом заявить, что такие же крутые штуки есть и у меня «у бабушки», то «село» из настоящего формулируется по принципу «бывает же такое». Особенно часто призраки прошлого наизнанку возникают, когда слышишь о событиях на зарубежных рынках.

Например, один производитель вина рассказывает о переговорах по контракту на следующий год с одним из британских ритейлеров. Розничный торговец, чтобы вы представляли, не какой-нибудь пафосный «Теско» или «Алди» с десятками ярусов стеллажей и миллионами футов торговых площадей, а так называемый директ-мэйл магазин, который торгует по каталогам. То ли благодаря британской почте, которая доставляет все отправки по Великобритании в течение суток, то ли благодаря своим предпринимательским качествам, владелец магазина чувствует себя достаточно расслабленно, чтобы рассказывать о ценовой политике своим поставщикам.

По словам скромного британского миллиардера, ситуация с вином примерно такова. Кризис сильно сказался на потребителях и их покупательная способность упала. Более того, эта способность совсем не спешит восстанавливаться и легкие рецессионные потуги и вздрагивания не могут расцениваться как явные и неоспоримые признаки оздоровления.

По версии ритейлера, виноделы Европы и Нового Света стараются не просто удержать цены на том же уровне, но и хоть немного снизить цены, чтобы хоть как-то простимулировать спрос на свою продукцию. А вы говорите, в Украине восстановление прет как не в себя?

Поэтому ритейлер настаивает, что ни о каком повышении цен и речи быть не может. А повышение акциза и удорожание логистики производителю придется взять на себя. Иначе не договоримся, и никакой каталожной торговли на следующий год. Эту историю можно воспринять как свидетельство того, что ритейлеры по всему миру бесстыдно притесняют производителя и пытаются сохранить свою маржу за счет доходов производителя . А еще входы, маркетинг и так далее по списку.

Но, с другой стороны, это еще и отличный пример, как потребительский спрос диктует цены на рынке. Что мы видим у нас? Самое дешевое вино по полтора евро за литр. Вино средней руки, впритык приблизившееся по цене к чилийскому. А под лозунгами борьбы со «шмурдяком» мы можем видеть поднятие минимальных розничных цен на 2-3 грн. и такой же рост по прочему ассортименту. Так что хотя детство давно и минуло, но иногда так хочется поехать к бабушке в село.

nesterov