Мнения

Сибирский атом

Олег Кильницкий, обозреватель отдела «Рынки»

По дороге из Новосибирска в Томск расстаешься со стереотипным представлением о Сибири, как о крае бесконечной тайги. За окном автобуса — обширные сельскохозяйственные поля, перемежаемые редкими долинами и березняками. Если не учитывать березовое однообразие, ландшафт местности на удивление напоминает пейзажи Киевской или Черкасской области. Становится понятным, почему Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук является в РФ ведущим научным центром в области аграрных исследований, а саму Западную Сибирь местные жители называют житницей России.

Однако основная специализация традиционно русского Томска и молодого урбанистического Новосибирска — это научно-образовательная, машиностроительная и ядерно-технологическая сферы. Так получилось, что во время Великой Отечественной войны сюда перевезли десятки предприятий и тысячи ученых, что позволило заложить в Западной Сибири новый научно-промышленный центр страны. В сегодняшнем полумиллионном Томске каждый пятый житель — студент. Здесь же впервые в мире родилась идея холодного термоядерного синтеза.

В 1949 г. возле Томска начали строить площадку засекреченного комбината №816, а также закрытый город Томск-7. С этой целью сюда согнали 15 тысяч людей, из которых 11 тысяч составляли заключенные, остальные — воины-стройбатовцы. Секретный объект предназначался для создания компонентов ядерного оружия, а также наработки высокообогащенного оружейного урана и плутония. Позже Томск-7 был переименован в Северск, а комбинат №816 — в Сибирский химический комбинат (СХК).

Со временем выяснилось, что ядерная промышленность — это не только бомба, и СХК постепенно переориентировался на «мирный атом». Сегодня это предприятие является крупнейшим и наиболее мощным по своему потенциалу ядерно-промышленным объектом современной России. Продукция, которую комбинат реализует на мировом рынке, дорогая и специфичная: металлический уран для исследовательских реакторов и обогащенный для АЭС, литиевые соли, фториды редкоземельных элементов, стабильные изотопы серы, селена, криптона, олова, ксенона, вольфрама.

В целом, как утверждают атомщики, им по силам производить все, что угодно, любые сплавы и любые конструкции, и даже хоть ракеты. Другое дело, что современное человечество пока не созрело для более обширного использования ядерных технологий как в России, так и во всем мире.

Большой интерес для Украины представляет еще один сибирский гигант — Новосибирский завод химконцентратов. Высока вероятность, что именно из этого предприятия к нам перенесут технологии строительства завода по производству ядерного топлива для АЭС.

В Украине в последние годы не стихали геополитические споры, с кем нам лучше строить этот завод — с россиянами или американцами. Лично я считаю тему полемики не столь существенной. На мой взгляд, гораздо более серьезным является вопрос, будет ли производство ядерного топлива в нашей коррумпированной стране размещено вообще? Станет ли Украина все-таки развиваться как научно-технологическое государство, или так и останется в ассоциациях европейцев страной политических кризисов, невест и гастарбайтеров?

kilnitskiy