Мнения

Портят ли людей деньги

Мировой финансовый кризис сорвал маски добропорядочности со многих финансовых воротил

Бэрнард Мэдофф признался в $50-миллиардном обмане инвесторов, Аллен Стэнфорд, вкладчики которого потеряли $7 млрд., симулирует потерю памяти, а гигантский банк Goldman Sachs с трибуны конгресса США был объявлен «финансовой змеиной ямой» за стремление нажиться на клиентах.

Подобные преступления и проступки умных и интеллигентных «сливок общества» заострили проблему неэтичного поведения богачей, что осенью прошлого года вылилось в масштабные акции народного протеста «Оккупируй Уолл-стрит». Действительно ли богатые люди менее этичны?

Ученые Университета Калифорнии проанализировали действия сотен личностей из различных прослоек общества и обнаружили, что люди из категории самых богатых более склонны к мошенничеству, лжи и нарушению законов. По утверждению куратора этих исследований, доктора психологии Пола Пиффа, люди из высших слоев в повседневной деятельности демонстрировали большую жадность и корыстолюбие — черты характера, подталкивающие к неэтическому поведению.

Исследователи подтвердили, что водители дорогих машин чаще подрезают другие автомобили на дорогах и не пропускают пешеходов. Также было доказано, что богатые люди чаще лгут во время переговоров. Толстосумы втрое чаще остальных мошенничали в игре, пытаясь выиграть $50. По мнению психологов, большие суммы денег могут создать у человека чувство, что общество в долгу перед ним. Небогатые люди, по словам Пола Пиффа, менее склонны мошенничать, потому что более зависят от окружающего социума и опасаются «раскачивать лодку».

Эксперты затруднились ответить на вопрос, деньги ли портят людей, или неэтичность первична и это она приводит к обретению богатства. Однажды один из богатейших украинцев Виктор Медведчук заявил, что деньги чаще портят людей уровня кондуктора в троллейбусе. Действительно, львиная доля нарушений правопорядка и насильственных преступлений фиксируется среди беднейших слоев населения.

На ум приходит популярная на Западе пирамида потребностей Маслоу, изображающая пять этапов личностного развития человека: физиологический, экзистенциальный, социальный, престижный и духовный. Этап налаживания связей с обществом, включающий заботу об окружающих, находится в середине пирамиды. По мнению психолога Абрахама Маслоу, человек не дойдет до этого уровня, пока не удовлетворит основу основ — базовые физиологические потребности в пропитании и сне. И вряд ли этичность проявится до прохождения второй ступени — обретения безопасности существования и элементарного комфорта.

Утолив голод, обустроив жилплощадь и заняв ячейку общества, человек, как правило, богатеет и устремляется к вершине пирамиды. Сначала стремится реализовать потребность в уважении, признании и почитании окружающих, и в конечном итоге на передний план выдвигается самофокусировка — максимальная реализация способностей и талантов. Иногда получается, как у героев фильма «Предел риска», мечтающих помочь обществу проектированием космических кораблей и мостов, но реализовывающих таланты мошенников на руководящих должностях в инвестбанке.

Денис Закиянов, корреспондент отдела «Мир»

zakiyanov