Мнения

Политические причины ухудшения здоровья судьи

Возобновление слушания дела бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко охарактеризовалось новым ухудшением состояния здоровья.


Только в этот раз ухудшилось здоровье не бывшего оппозиционного политика, которой не было в зале суда, а судьи Елены Ситайло.
И это не просто эпизод. Он весьма знаковый. Можно предположить, что судья ухудшает свое здоровье с целью борьбы против системы, в которой ей приходится работать.

Напомню, что на прошлой неделе Киевский апелляционный суд начал слушания апелляционной жалобы Юлии Тимошенко на приговор Печерского суда Киева, согласно которому бывшая глава правительства получила семь лет за превышение служебных полномочий, приведшее к значительному материальному ущербу. Накануне слушаний судья Ирина Горб, которая должна была быть докладчиком по делу, написала заявление с просьбой отстранить ее, поскольку она была судьей по обвинению бывшего подчиненного Юлии Тимошенко заместителя главы НАК «Нефтегаз Украины» Игоря Диденко. Докладчиком назначили Елену Ситайло. Оппозиция сразу выдвинула версию, что власть нашла нового Родиона Киреева.

Я отыскал трех адвокатов, которые работали в делах, рассматриваемых прежде Еленой Ситайло в Днепровском районном суде Киева. Они о ней высказались либо положительно, либо нейтрально. Газеты, написавшие о ней, что она якобы рассматривала мелочные дела, исказили истину. У нее хороший опыт, в том числе рассмотрения серьезных уголовных дел. Никакого компромата в виде коррупционных связей Елены Ситайло с властью я не нашел.

Адвокат Олег Веремиенко рассказал мне, что он был участником дела по обвинению в убийстве. Вместе с другими двумя судьями слушала его и Елена Ситайло. По словам адвоката, дело носило типичный характер — не поймав реального убийцу, следствие навесило преступление на попавшегося под руку человека. Любому квалифицированному юристу было видно, что шили его белыми нитками. Но наша судебная система почти не выносит оправдательных приговоров. Такой приговор чуть ли не приравнивают к подвигу.

Олег Веремиенко рассказывает, что судьи срочно стали болеть, находить другие причины подвесить дело во времени. Бог знает, моральными ли они руководствовались мотивами, либо просто не хотели брать на себя совершенно тупое обвинение, которое потом могло бы сыграть против них. Но факт остается фактом — оно зависло.

Передавая впечатления адвоката, я не подставляю судей. Это уже обычная практика. Я наблюдал такие вещи в судах разных регионов страны. Судьи максимально замедляют заказные дела, чтобы не марать свою профессиональную репутацию.

Возможно, такая же ситуация с делом Юлии Тимошенко. Понятно, что в неполитическую подоплеку этого дела верят разве что самые яростные фанаты Виктора Януковича. А заявления президента о том, что он не может вмешиваться в независимый суд, вызывают только смех.

Кому охота, чтобы его, как судью Родиона Киреева, трепали в прессе, называли продажным и неквалифицированным? Я не удивлюсь, если завтра не только Елену Ситайло, но и других судей стукнет кондрашка. По политическим мотивам.

Юрий Луканов, специально для «i»

lukanov