Мнения

Дата, которая сломала общество

Юрий Луканов Сегодня, 5 августа, исполняется год с тех пор, когда Юлии Тимошенко сменили подписку о невыезде на содержание под стражей. Чуть позже ее осудили на семь лет лишения свободы за превышение служебных полномочий — это статья, оставшаяся в украинском законодательстве еще со сталинских времен. Превышение касалось украинско-российских переговоров, после которых был подписан критический для Украины газовый договор

В этот день произошел психологический слом общества. До того вменяемые люди говорили: «Не может быть, чтобы власть так грубо попрала Конституцию и вернула президенту полномочия 2004 года». Однако Конституционный суд отменил реформу 2004-2005 г. и наделил президента былыми полномочиями.

Оптимисты говорили: «Не может быть, чтобы такое невыгодное для Украины харьковское соглашение о продлении пребывания в Украине Черноморского флота было подписано». Оно было подписано. При этом во время ратификации в парламенте состоялась высокоинтеллектуальная дискуссия, когда провластные депутаты ломали черепа своим политическим оппонентам.

Конечно же, говорили: «Не может быть, чтобы Тимошенко посадили». А власть взяла и закрыла ее за решеткой.

После этого исчезли любые иллюзии: Виктор Янукович и его команда для решения своих вопросов пойдут на все. Власть готова совершить любую глупость, абсолютно не считаясь не только с общественным мнением, но и со здравым смыслом.

Дальнейшие события подтвердили этот факт. Виктор Янукович умудрился сорвать подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом, испортить отношения как с Западом, так и с Россией. А обещанное ним «покращення» касается только некоторых людей.

Однако узница Юлия Тимошенко отнюдь не стала лицом общества, которому эта власть якобы объявила негласную войну. Социологические опросы показывали, что граждане в большинстве своем понимают, что бывшую главу правительства посадили по политическим мотивам. Люди не поднялись массово на ее защиту. Мало того, даже партия Юлии Тимошенко «Батьківщина», в которую якобы входили сотни тысяч членов, не смогла мобилизовать достаточно протестующего народу под Печерский суд Киева, где проходил процесс.

Таким образом, стало понятно: активное во время помаранчевой революции общество разочаровалось в политиках. Оно воспринимает оппозицию как часть власти, временно отодвинутую от кормушки. Оно не собирается поддерживать обиженных политиков, и не доверяет политикам защиту своих интересов.

Прошедший год показал, что власть не сделала никаких выводов для себя. Она продолжает действовать все так же нахально и тупо.

Оппозиция же, хоть и слабенькая, пытается меняться. Она сумела объединиться. Она не включает в списки наиболее одиозных фигур из прошлого. Но при этом остаются сомнения: не является ли главной ее целью просто возвращение в парламент? Ведь она до сих пор не выдвинула вменяемой программы действий, если не считать презентации программы, в которой были предусмотрены расходы на благо граждан, но не было ясно, как эти деньги будут зарабатываться.

А общество, хоть и пытается избегать политиков, еще недостаточно самоорганизовано, чтобы защищать собственные интересы. Его протесты слабы и не особо пугают власть.

Даже если предположить, что Юлия Тимошенко выйдет из-за решетки, нынешнее положение дел вряд ли изменится кардинальным образом. Это событие может разве что перераспределить голоса на выборах в пользу оппозиции. Но ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят» будет продолжаться.

lukanov