Мнения

Через тернии к будущему

Олег Кильницкий, обозреватель отдела «Рынки»

Украина отметила 25-ю годовщину чернобыльской трагедии. Отдавая низкий поклон уже ушедшим от нас и ныне живущим ликвидаторам на ЧАЭС, тем не менее не хочется посыпать голову пеплом.

Стенать и причитать по поводу взрывоопасности «мирного атома» — дело нехитрое. Гораздо сложнее идти впереди цивилизационного технологического прогресса, который, в силу природы человека, не остановить. А значит в оценке техногенных катастроф, какими кошмарными они бы ни были, на смену эмоциям и фобиям всегда рано или поздно придут холодный рассудок и профессиональный анализ.

Чернобыльская катастрофа произошла через пять лет после аварии на американской станции Тримайл-Айлэнд. Еще четверть века спустя мир столкнулся с тепловыми взрывами и утечкой радиации на энергоблоках «Фукусима-1». Можно заключить, что печальный японский пример в марте этого года в очередной раз подтвердил небезопасность атомной энергетики, а значит, строительство АЭС следует заморозить и ядерные энергоблоки постепенно вывести из эксплуатации. Такой вывод, безусловно, имеет право на существование, и некоторые страны ему последуют.

Однако можно при этом обратить внимание и на то, что «мирный атом» является наименее рискованной отраслью в сравнении со многими другими, включая авиационный транспорт или угольную промышленность, число человеческих жертв в которых гораздо превосходит количество погибших при ликвидации ядерных аварий. При этом почему-то никому не приходит в голову запрещать пассажирские авиаперевозки или закрывать шахты.

Возможно, прежде чем добиваться запрета АЭС, следует углубиться в суть вопроса и понять, что реальной альтернативы развитию атомной энергетики в XXI веке пока не существует, а значит, гораздо перспективнее сосредоточиться на повышении стандартов ядерной безопасности и над ускорением развития промышленных ядерных технологий. Кстати, уже на сегодня представляется очевидным, что «Фукусима-1» даст толчок не только к интеграции и объединению усилий мирового энергетического сообщества вокруг обеспечения ядерной безопасности, но и активизирует работу над усовершенствованием реакторов на быстрых нейтронах. Это те реакторы будущего, которые станут гораздо безопаснее и экономически эффективнее нынешних, запасов топлива для которых человечеству хватит на многие столетия возможной эксплуатации.

По прогнозам мировых агентств, к 2030 г. численность населения на планете достигнет 8,3 млрд. человек, при этом количество граждан в развивающихся странах Азии возрастет на 750 млн. Рост населения в ближайшие 20 лет будет сопровождаться среднегодовым приростом мирового ВВП на 3,2-3,3%, а также соответствующим ростом уровня жизни в мире. Подсчитано, что возрастание ВВП на $1 тыс. на человека дает прирост душевого энергопотребления приблизительно в два раза, на $2 тыс. — в три раза.

Никакими солнечными батареями, работающими с КИУМ 15% в солнечной долине Сакраменто и ветряками с КИУМ 21% во Флориде, грядущее энергопотребление не удовлетворить. Так что Украине, возможно, не следует торопиться на гребне «зеленой волны» расставаться с ядерно-энергетическим потенциалом.

kilnitskiy