Колонка Николая Милиневского, редактора отдела «Досуг»
На днях деятели отечественной культуры выступили против одностороннего решения НТКУ отправить на «Евровидение» певца Василия Лазоровича. А рекомендованный на должность вице-президента «Первого национального» Валид Арфуш предложил провести в ближайшее время новый отборочный тур.
Лично мне все равно — кто будет представлять нашу страну на этом конкурсе, поскольку никогда всерьез к нему не относился и смотрел лишь «по долгу службы». Однако я за Лазоровича, хотя он мне не нравится как исполнитель и ни одна из предложенных им песен не вызвала у меня каких-либо положительных эмоций. Вернее сказать, я за келейный выбор экспертов и против того, чтобы претендент на «Евровидение» выбирался народным sms-голосованием, поскольку считаю, что мнение большинства в этом, как и во многих других случаях, худшее, что может быть.
Благодаря поддержке масс, к власти приходили Гитлер и Муссолини, сожгли Джордано Бруно и гильотинировали Марию Антуанетту. Во всех этих случаях срабатывали так называемые стадный инстинкт и эффект заражения, благодаря которым харизматичный лидер, обладающий выдающимися способностями к ораторскому искусству, подчинял себе массы.
Именно благодаря таким способностям к власти пришел и один из прародителей демократии, древнегреческий политик Перикл. Поборов природные недостатки, из заикающегося, картавящего и тихо говорящего юноши он превратился в одного из самых лучших ораторов своего времени. Благодаря своему мастерству ему даже удавалось добиваться для себя некоторых исключений, вопреки законам, инициированным им же самим. Возможно, именно поэтому, спустя полторы сотни лет, древнегреческий философ Аристотель назовет демократию низшей формой правления государством.
Срабатывает подобный инстинкт, что, конечно же, безобиднее, и при музыкальных голосованиях, когда выбирается не самый лучший, а самый известный, где красноречие заменяется яркими картинками и частотой появления в теле- и радиоэфирах.
Для телеканала же массовое голосование — хороший способ подзаработать на платных сообщениях и ничего более. Что же касается людей, которые шлют свои sms, то мало кто из них, как мне кажется, всерьез задумываются над тем, насколько предложенная песня будет конкурентоспособной на основном конкурсе. Вспомните безоговорочную победу «Гринджол» над Ани Лорак и их провальное выступление на основном конкурсе.
Зачем наши артисты так рвутся на этот конкурс, мне понять легко. Высокое место, не говоря уже о первом, дает возможность продюсерам поднимать гонорар своего артиста, расширять географию гастролей и поднимать собственный престиж на родине. При этом меня удивляет, с какой непосредственностью и настойчивостью отечественные звезды требуют господдержки их участия в «Евровидении». Один из самых расхожих аргументов: «Этот конкурс для нас, как Олимпиада для спортсменов, которые защищают честь страны». С этим утверждением нельзя не согласиться, но нельзя забывать о том, что мотивации и дивиденды у спортсменов и поп-артистов разные. Первые получают небольшую зарплату и лишь благодаря победе получают приличные премиальные. Вторые, забыв на время, что их шоу — это бизнес, пытаются просто максимально себя застраховать от неудачного вложения.