Мнения

Гонорарный гонор

Колонка Николая Милиневского, редактора отдела «Досуг»

На прошлой неделе произошел уникальный случай в гастрольной практике. Занятые в постановке пьесы «Здравствуйте, я ваша теща» актеры Владимир Долинский, Марина Могилевская и Анна Терехова отказались доигрывать спектакль в Украинском музыкальном театре в Симферополе из-за конфликта с продюсером. После первого акта продюсер объявил артистам, что сборы в Украине оказались значительно ниже запланированных (зал симферопольского театра был заполнен приблизительно наполовину), поэтому гонорары будут ниже обещанных. По окончании антракта актеры вышли на сцену, извинились перед зрителями и заявили, что спектакль продолжать не будут. При этом деньги за билеты зрителям, увидевшим лишь часть спектакля, не вернули.

Сложившаяся ситуация довольно спорная. С одной стороны, зрители, купившие билет, в том, что произошло, не виноваты, и за заплаченные деньги должны были получить свое сполна. С другой, — кто бы из вас согласился завершать начатую работу, если бы урезали гонорар? Поэтому не буду обсуждать моральную сторону вопроса, а предлагаю задуматься над его коммерческой составляющей. Точнее, над адекватностью гонорара, который артисты просят за выступление. Думается, симферопольцы невольно продемонстрировали уровень популярности и востребованности этих актеров.

За 15 лет работы в шоу-бизнесе мне неоднократно приходилось сталкиваться с тем, как неадекватно завышены гонорары российских и украинских звезд. Хорошо, когда львиную долю расходов на организацию концерта закрывает спонсор. А вот когда артист выступает за кассу, происходит самая настоящая проверка его популярности. Помню, когда в 2001 г. в Москве выступал Стинг, он отказался от фиксированного гонорара и работал за установленный процент от кассового сбора. В результате ему удалось заработать больше, чем на концертах за оговоренную сумму. По-моему, это лишний раз подтвердило его суперпопулярность. Проводить над собой подобные эксперименты из российских и украинских звезд мало кто решается. Когда концерт приходится отменять из-за плохой покупаемости билетов, исполнители готовы винить всех и вся, но только не себя. Если помните, в 2006 г. был отменен концерт группы «Мумий Тролль» в киевском дворце спорта. Илья Лагутенко тогда обвинил прокатчиков в плохой рекламной кампании. Не знаю, признался ли он сам себе в том, что его популярность упала, и он перешел в разряд широко известных артистов: имя его знают все, но творчеством интересуются немногие.

Назначая себе высокую цену, артисты стараются побыстрее компенсировать деньги, вложенные в раскрутку. Однако для меня это не является разумным аргументом. Однажды я организовывал клубный концерт киевской группы. Вначале парни хотели получить $500, но мне удалось уговорить их выступать за кассовые сборы, что  при хорошем раскладе дало бы им заработать  больше. Результат оказался плачевным — на концерт было куплено всего около 20 билетов. Получая после своего выступления крохи, гитарист в сердцах заявил мне: «Да моя гитара стоит больше чем весь ваш клуб!». Инструмент был действительно дорогим, хотя и не настолько. Да и музыкант он, как говорится, от бога. Но популярность к нему так и не пришла, как и ко многим нашим артистам, путающим понятия известность и популярность.

milinevskiy