Колонка Олега Кильницкого, обозревателя отдела «Рынки»
«Нельзя полагаться на харизму руководителя — ведь он может оказаться просто демагогом»,— писал классик менеджмента Питер Ф. Друкер, считавший, что харизматичные качества корпоративных руководителей или политических лидеров далеко не всегда сопровождаются эффективностью и полезностью их действий.
«Жажда харизмы — это жажда политической смерти. Ни одно столетие не видело больше харизматичных лидеров, чем XX век. Харизма не имеет значения»,— утверждал господин Друкер, ссылаясь в качестве примера на известных кровавых вождей прошлого столетия, а также на их антиподов — эффективных и конструктивных государственных руководителей, которые не обладали ораторскими качествами, а в жизни выглядели занудами.
Однако следует ли винить в мировых бойнях и человеконенавистнических воззрениях XX века одних только харизматиков? Нет,— отвечают исследователи творческого наследия Питера Друкера.— Точно так же, как нельзя видеть причину войн в существовании военных.
Общеизвестно: харизматичные вожди любят появляться во времена смут, кризисов, социальных потрясений, исторических переломов. Они приходят на фоне идеологического вакуума, потери ориентиров, сумятицы в головах и морального разложения. Харизматики всегда были, есть и будут. Важно лишь, к какому — созидательному или разрушительному — началу обращены их устремления. Какому богу — Танатосу или Эросу — они служат.
Позволю себе не согласиться с выводами многочисленных отечественных политологов, экспертов и наблюдателей о том, что в политическом избирательном процессе страны ничего нового не происходит, а очередные выборы президента носят исключительно бутафорский и неконструктивный характер. Изменения пока почти незаметны, но они есть. Последние выборы первого лица государства, независимо от их исхода, успели продемонстрировать нарастающую готовность общества воспринимать политиков не только по тому, как они говорят, но и что говорят, тоже.
И если существует социальный спрос, найдется и соответствующее политико-управленческое предложение. Украинские политики все чаще начинают апеллировать не к чувствам, а к разуму своих избирателей, а все большее количество самих избирателей уже хотят не только слышать, чувствовать и верить, но также слушать, думать и анализировать. Времена войны с «врагами», а также обещаний манны небесной со стороны, медленно, но с нарастающей силой начинают уходить в прошлое.
К сожалению, в странах бывшего СССР переход от коммунистического тоталитаризма к открытому и свободному обществу осуществляется крайне трудно и с пребольшими потерями. Украине в наследство от социализма достался необъятный и монопольный во многих социально-экономических сферах государственно-бюрократический аппарат, который, поменяв классово-социалистическую риторику на национально-демократическую и сменив флаги, начал с исчезновением КПСС работать исключительно на себя, а не на своих граждан. В стране много говорят о демократии, как о форме, однако почти ничего не говорят о либеральных ценностях, свободном рынке, праве выбора, частной и гражданской инициативе, а также уважении к человеку, как о сути демократии.
Между тем никто нам его, это «светлое будущее» на блюдечке не принесет, и никакие харизматичные «вожди» нам в этом уже не помогут.