Эпидемический потенциал COVID-19 в Украине еще не исчерпан. Минимизировать жертвы можно, если не дать заболеть уязвимым группам населения.
Об этом в своем блоге написал врач-иммунолог, доктор медицинских наук Андрей Волянский, сообщают Экономические новости.
Андрей Волянский обратился к главе МОЗ Украины Виктору Ляшко:
“Уважаемый господин министр!
Уже более полугода, с 20 мая, вы занимаете этот пост. У вас было три месяца летнего затишья, чтобы исправить ошибки Максима Степанова и подготовиться к неизбежной очередной волне.
Какие ошибки совершил Степанов? Самая большая – он мог возродить систему эпидемической защиты страны, но не сделал этого. Сейчас уже понятно всем, что побеждают пандемию с минимальными потерями именно те страны, которые смогли настроить мощное эпидемическое расследование и вовремя разрывать инфекционные цепочки. Вторая ошибка – в стране не была создана адресная защита. Уязвимых (пожилых и людей любого возраста с хроническими заболеваниями) нужно оберегать адресными мероприятиями. Это полноценное оказание регулярной медицинской помощи, адекватное лечение хронической патологии, тщательное соблюдение изоляционных мер, первоочередная прививка.
Третья значительная ошибка Степанова – нерациональная прививка. С самого начала вакцинальной кампании в Украине не было обеспечено достижение целевых маркеров охвата уязвимых. В ЕС, Великобритании сначала вакцинировали 90% людей возраста 80+, затем 90% людей 70–80 лет и так далее. В Украине вакцинировали военных, публичных лиц, медиков. Но не уязвимых. Но Максим Степанов все делал в первый раз. Ошибки должны были быть. И он смог в течение года не допустить коллапса медицинской системы.
Вы имели опыт Степанова, вы получили вакцины в достаточном количестве, и, главное, у вас было время. У вас было три летних месяца минимальной заболеваемости. Но вы не воспользовались этим. Задались целью ввести 10 млн доз к юбилею. Вакцинировали туристов, лиц гостиничного бизнеса, учителей, беременных. С середины июля вакцинировали всех желающих. Но не стимулировали прививку уязвимых. И именно среди людей старше 70 лет в Украине сейчас самый низкий охват (кроме детей и подростков, конечно). И именно уязвимые сейчас массово умирают. Из 35 тыс. человек, умерших в течение “Дельта”-волны, 94% старше 50 лет. К концу года у нас будет 100 тыс. прямых смертей от COVID-19 и еще 100 тыс. дополнительных смертей от инфарктов и других причин.
Потеря 200 тыс. жизней – страшная трагедия. Но эпидемический потенциал COVID-19 в Украине и сейчас еще не исчерпан, поэтому множество людей еще должно заболеть, а часть из них – умереть. Минимизировать количество жертв можно, если не дать заболеть уязвимым людям. Это пожилые люди и больные хроническими болезнями (сахарный диабет, заболевания респираторной системы и системы кровообращения, автоиммунные и онкологические болезни, ожирение и так далее). Поэтому нужно не заставлять вакцинироваться здоровых молодых людей и подростков, нужно убеждать людей из групп риска. Надо хоть сейчас начать восстанавливать санитарно-эпидемиологическую службу. Надо хоть сейчас изменить состав Национальной технической группы экспертов по иммунопрофилактике, рекомендации которых вредят вакцинальной кампании. Надо восстановить полноценное оказание вторичной помощи всем нуждающимся. Надо хоть сейчас понять, что серологические тесты – важный инструмент для рациональной вакцинации.
И вообще нужно прекратить борьбу с украинцами. Бороться надо с пандемией.
P.S. Вы недавно заказали 25 млн доз вакцины от Pfizer/BioNTech на 2022 год за государственные деньги. Зачем? Пандемия заканчивается, кому вы планируете их вводить?”, – написал Андрей Волянский.