Можно ли было представить лет тридцать-сорок-пятьдесят назад, что коммунизм и православие могут стоять рядом? Да что там рядом – быть одним целым в управлении обществом. Оказывается, все легко получается.
Коммунизм делает людей равными, а православие помогает управлять обществом, регулируя моральные нормы. Раньше церковь и коммунизм были едва ли не взаимоисключаемыми понятиями, а сейчас, оказывается, все возможно. Да и коммунизм сейчас какой-то… с душком, как пропавшее мясо. Булочек по три копейки нет, ситро в автоматах тоже нет, хотя и работы у большинства нет тоже. Так о чем я? Коммунизм стал показным, как хороший рекламный ход. Приемчик для тех, кто из прошлого, кто хочет жить лучше, кто не против, в принципе, булочек по три копейки, колбасы из мяса и ситро в автоматах по всему городу. Кто еще помнит, как это было. И если спросить, не против ли они возврата к тому времени своего детства, то нет, конечно, не против, если это даст работу их детям, бесплатное образование их внукам, а к этому еще бесплатную медицину, былые возможности и их молодость.
Моему приятелю 44 года. Не старик. Но он отчаянно мечтает о возврате в эру СССР, когда мать посылала его, ребенка, в овощной за помидорами на томаты по копеечной цене, когда у них была машины, море летом, работа, стабильность. И мой приятель сделал все, что мог – подписался во все группы в социальных сетях, чтобы приблизить то время. Он маниакально ставит лайки бабушкам с орденами, афганцам, фоткам времен СССР. Он постит тексты о Новороссии, он часами просиживает за лентой новостей – это его вклад в приближении счастливого прошлого. Логичнее было бы пойти в местную “армию” или на завод, но, нет… Работа физически никак не связана в его планами о скорой реанимации времен СССР. И все, что он делает, это ставит лайки или репост каким-то важным, по его мнению, текстам.
Его родители, по крайней мере, лет тридцать назад, работали, чтобы изменить этот мир. И мир сейчас получается навыворот до невозможности. Все хотят жить лучше, но хотят просто дождаться этого лучше. Все хотят работы, но не хотят работать физически. Все хотят денег, но так, чтобы не прикладывать к этому усилий. И семью и детей тоже все не прочь иметь, но жениться для этого и регистрировать ребенка на себя тоже не входит в планы большинства. И можно ли при таких нормах и ценностях вернуться к прежней жизни? Вряд ли. Но многие свято в это верят, считая, что нужно всего лишь подождать, потом подождать еще немного, а потом они просто привыкают к тому, что завтра непременно когда-то наступит, но уже не при их жизни.
Моя знакомая часто повторяет, что нужно просто работать, чтобы жить лучше. Мол, чтобы приблизить хорошую жизнь, нужно много трудиться. Но никто в ее семье не работает иначе или больше. Хотя, может, она так говорит применительно к другим? И в лозунгах ее призывы звучат очень здорово – как транспаранты времен СССР, в духе сегодняшней “республики”, а на деле все ограничивается только словами.