Твердое намерение России резко сократить в 2018 и 2019 годах финансирование так называемых ДНР и ЛНР материализует классический вопрос из бессмертного произведения Михаила Булгакова: "А где я харчеваться буду?!"
Действительно, вариантов не много. Собственно – два. Украина и (или) Россия. Прокормить себя самостоятельно непризнанные республики уже не могут и в обозримой перспективе не смогут. Вот только содержание целого региона с затопленными шахтами и распиленными на металл предприятиями слишком тяжелая ноша для кого-то одного…
По факту сейчас содержанием Донбасса занимаются сразу оба государства – Украина и Россия. При этом последнее очень хотело бы сократить свои расходы до минимума, ограничиваясь оплатой идеологов и пропаганды. В принципе, этот сценарий и подразумевают “Минские соглашения” – весь финансовый груз должен лечь именно на Украину. Впрочем, Киеву и сегодня Донбасс влетает в приличную копеечку. Но в отличие от Москвы, Украина ничего не получает взамен.
Что оплачивает Россия на Донбассе? В первую очередь наемников, “ополченцев”, весь силовой блок. Кроме того, по понятным причинам, через бюджет “республик” Кремль финансирует всю административную вертикаль. Плюс на Москву ложится оплата всех бюджетных учреждений – учителя, врачи, коммунальщики. В обмен на это РФ получает недорогой уголек с шахт Донецкой и Луганской области, который потом с помощью схем через предприятия Южной Осетии отправляет на экспорт. Украина вкладывает в Донбасс тоже вполне приличные суммы. Это в первую очередь пенсии и социальные выплаты. Не получая взамен ни копейки налогов или пенсионных взносов. Все это остается в руках местных оккупационных администраций и работает на российские интересы.
По факту сегодня Донбасс стал экономической обузой для обоих государств. И достаточно дорого обходится, как Москве, так и Киеву. Но если мы говорим о реализации Минска и возвращении Донбасса полностью под контроль Украины, резонно будет задать один вопрос – кто заплатит за весь этот праздник жизни? Создание новых производств с рабочими местами в регионе стоит миллиарды долларов – таких денег у Украины нет даже в отдаленной перспективе. А налогов оттуда кот наплакал. Да и ежемесячные расходы, которые перейдут к нам в качестве сомнительного бонуса после ухода российской армии, очень серьезная сумма. Добавьте к этому еще миллиарды на восстановление инфраструктуры.
В настоящий момент своего рода дорожной картой по возвращению оккупированных территорий является закон о реинтеграции Донбасса, который подготовили в СНБО, а президент внес в Верховную Раду. В октябре он был проголосован в первом чтении. На этой неделе депутаты намеревались проголосовать окончательно, но процесс слегка растянется, так как уже подано более двух тысяч поправок. Закон хороший, называет Россию агрессором, а территории признает оккупированными, что серьезно усиливает наши позиции на переговорах. Но в нем нет ни слова про деньги, которые нам потребуются сразу после возвращения региона. Ни слова. Но вопрос нужно ставить уже сейчас, потому что потом мы с ним никому не будем нужны. Ни России, ни западным партнерам. Проблемы индейцев шерифа не волнуют…