Президент США Дональд Трамп считает перспективным экспансию американского газа на европейский рынок. Здесь доминирующую роль продолжает играть Россия, несмотря на ухудшение ее позиций на международной арене после аннексии Крыма и начала вооруженного противостояния на Донбассе. Но хозяин Белого дома намерен поддержать американских экспортеров, чтобы потеснить «Газпром» на рынках стран ЕС.
Эту идею Трамп активно продвигал на прошлой неделе во время своих визитов в Польшу (на саммите «Триморья») и Германии (на встречу стран «Большой двадцатки»). Заявление, озвученное им ранее во время выступления в министерстве энергетики США, добавило таким планам очевидный политический контекст.
США будут экспортировать американские энергоносители по всему миру и тем самым увеличивать мощь США в глобальных масштабах», — цитирует Трампа сайт Белого дома.
Украина на «газовой» карте мира
Амбиции президента США касаются и Украины. В своих заявлениях Дональд Трамп вспоминал Украину среди потенциальных потребителей американского сжиженного природного газа (СПГ). Но для успешной реализации такого проекта необходимо не только нарастить объемы его поставок на европейский континент, но и построить дополнительную инфраструктуру для расширения транспортных мощностей между Украиной и Польшей.
Как американский газ будет заходить в Европу?
Ожидается, что осенью этого года начнется строительство нового интерконнектора, что позволит в перспективе увеличить объемы прокачки газа украинским потребителям с польской территории. А польская компания PGNiG заинтересована в расширении контрактов на поставку американского сжиженного газа. Его первая партия была принята в прошлом месяце СПГ-терминалом им. Леха Качиньского на балтийском побережье в Свиноуйсьце. Это был незначительный объем, около 100 млн куб. м, от американской компании Cheniere Energy. В июле ожидается новое поступление топлива по спотовым контракту с этой же фирмой.
В перспективе торговый офис PGNiG, базирующийся в Лондоне, намерен и расширить количество контрагентов и нарастить объемы закупок из США. Дональд Трамп и президент Польши Дуда анонсировали на прошлой неделе, что в ближайшее время будут подписаны контракты на регулярную поставку сжиженного газа из США в Польшу. Параметры новых договоренностей не афишируются.
Чем СПГ лучше «транзитного» энергоносителя? Сжиженный газ традиционно обходится потребителям дороже трубопроводного. Но преимущество СПГ в том, что его закупки можно осуществлять в зависимости от рыночного спроса, тогда как в коммерческой практике с трубопроводным ресурсом используются долгосрочные договоренности с условием «бери или плати», которые подразумевают обязательную закупку определенного объема.
Приоритеты бизнеса зависят не только от президентской бюрократии. На его эффективность и географию значительно влияет ценовая ситуация на рынке. Традиционно стоимость СПГ выше в Малайзии, Японии и Южной Америке: здесь отсутствуют альтернативные поставки, как в Европе, куда продолжает поступать российский газ (в 2016 году его доля на рынке составила 43%). Поэтому более прибыльные продажи поставщикам газа из США могут обеспечить азиатские рынки, а не европейские, где ведущую роль играет более дешевый трубопроводный газ от «Газпрома».Почему Евросоюз занимает двоякую позицию? Законодательство ЕС для укрепления энергобезопасности предусматривает не более 30% закупок энергоресурсов с одного направления. Это правило распространяется и на источник происхождения топлива, и на маршрут транспортировки. Это одна из причин, объясняющая заинтересованность Брюсселя в альтернативных газопроводах для поставок российского газа в обход Украины, которая до ввода в эксплуатацию «Северного потока» в ноябре 2011 года играла ведущую роль в выполнении контрактов «Газпрома» с европейскими потребителями.
Сейчас Украина, Польша и страны Балтии активно выступают против строительства газопровода «Северный поток — 2». Но эта идея не находит единогласной поддержки среди стран ЕС. Поэтому «Нафтогаз» рискует потерять около $ 2 млрд ежегодного транзитного дохода, который обеспечивал «Газпром».
Настолько все фатально для Украины?
Но пока говорить о таких потерях преждевременно. Вопреки напряженной политической ситуации между Москвой и Киевом, техническое сотрудничество «Нафтогаза» и «Газпрома» наращивает потенциал. В 2016 году объем транзита российского газа через Украину вырос почти на четверть по сравнению с 2015 годом и составил 82200000000 куб. м против 67100000000 куб. м. в позапрошлом году.
Несмотря на потенциально возможное уменьшение роли украинских магистральных газопроводов в транспортировке российского газа, значение украинских подземных газовых хранилищ (ПХГ) для европейских потребителей на западной границе возрастет: использование их мощностей позволит балансировать сезонную неравномерность потребления газа. Других ПХГ с подобным потенциалом в эксплуатации на территории ЕС нет, и новые проекты «Газпрома» в обход Украины таких возможностей не предусматривают.