Уже на протяжении некоторого времени российские СМИ говорят о войне прямо и откровенно, но сейчас воинственная риторика достигла новых высот.
Тележурналист Дмитрий Киселев, известный своими тесными связями с Кремлем, продолжает угрожать Западу ядерным оружием. Другой союзник президента Владимира Путина — велеречивый лидер ультранационалистической партии Владимир Жириновский заявил недавно, что если изберут Хиллари Клинтон, это будет означать третью мировую войну.
Совершенно ясно, что Кремль намеренно создает ощущение надвигающейся войны, делая так, чтобы его собственные СМИ настойчиво заявляли, что НАТО создает для России угрозу — исходящую от самого военного альянса и от его демократических идеалов. Создавая зловещую атмосферу, Путин не упускает случая и превозносит достоинства русского народа, проявляющиеся во время войны — героизм и готовность терпеть мучения и страдания.
Совсем недавно сценарий действий в случае войны переместился с телеэкранов на улицы российских городов. В проходивших с 4 по 7 октября всероссийских учениях по гражданской обороне, по имеющимся данным, приняли участие 40 миллионов простых граждан и 200 тысяч специалистов аварийно-спасательных формирований, которые проводили инструктаж в коллективах учебных заведений, предприятий и учреждений. Государственные СМИ с восторгом сообщали о том, что бомбоубежища находятся в хорошем состоянии, и рассказывали о том, как люди отрабатывают действия на случай ядерной, химической или бактериологической войны.
В одном из районов Москвы местные власти развесили листовки с обращением к жителям сдавать деньги, чтобы ускорить строительство бомбоубежища «в связи с растущей международной напряженностью, в частности, предполагаемой ядерной агрессией против России со стороны недружественных стран», явно имея в виду Соединенные Штаты и их союзников. Вполне возможно, что эти листовки означают лишь стремление угодить Кремлю со стороны местных чиновников, жаждущих произвести впечатление на авторов пропагандистской блицкампании. Но нельзя отрицать и того, что подобные объявления способствуют нагнетанию настоящего приступа военной истерии, исходящей из Кремля.
При этом продолжают происходить все более странные вещи. 10 октября губернатор Санкт-Петербурга подписал документ о создании запасов зерна, достаточных для того, чтобы гарантировать каждому жителю города 300 граммов хлеба в сутки в течение 20 дней. В городе, который во время 900-дневной блокады в годы Второй мировой войны видел множество смертей и пережил невероятный голод, такой указ вызвал особый резонанс. На следующий день Кремль приказал депутатам и госчиновникам, имеющим родственников за рубежом, немедленно вернуть их домой. В других новостях сообщалось о недавних военных учениях под названием «Кавказ-2016», в ходе которых под контролем высокопоставленных представителей военного ведомства страны отрабатывался план руководства действиями вооруженных сил на случай войны в этом регионе.
Возможно, это всего лишь спектакль, целью которого является запугать Запад в период нестабильности в Европе и на фоне серьезных подозрений в США, что Россия вмешивается в их выборы? Или это рассчитано на ту аудиторию, что поближе к дому, и является очередной циничной уловкой, с помощью которой можно отвлечь своих собственных граждан от экономических проблем, направляя их гнев в проверенное русло антиамериканизма?
Вне всякого сомнения — здесь и то, и другое. Но это лишь углубляет смысл этих действий, поскольку последствия фальсификации действительности с целью манипулирования страхами трудно контролировать. Слишком часто в истории подстрекательская, накаляющая обстановку риторика приводит к опасным политическим шагам и катастрофическим просчетам тех, от кого эта риторика исходит, и тех, против кого она направлена.
Милитаризация России и воинственные речи президента Путина, хвастающего ядерным оружием, начались не вчера. Россия активно модернизирует свои вооруженные силы еще с 2012 года и к 2015 году увеличила свой военный бюджет на 40%. Озвученный ею в прошлом году военный бюджет составил 4,5% от валового внутреннего продукта страны. Но большинство независимых экспертов считают, что реальная цифра составляет 5,3%. Для сравнения: военные расходы Китая составляет 2,1% от ВВП. А оборонный бюджет США (хотя в долларовом выражении он по-прежнему является самым большим) составляет 3,5% от ВВП.
Военный бюджет России по-прежнему остается приоритетом, несмотря на непосильный дефицит государственного бюджета. На прошлой неделе правительство объявило об увеличении на 12,7 миллиардов долларов расходов по так называемым секретным статьям бюджета, к которым, как правило, относятся расходы на оборону и госбезопасность. Деньги поступили из специального фонда, который правительство создало, отказавшись учитывать зависимость пенсий от темпов инфляции. Кроме того были сокращены расходы на социальную сферу, здравоохранение и образование.
В последние годы в России часто проводятся внезапные военные учения у границ с ее западными соседями. После ее вторжения в Украину привычными стали сообщения о том, что истребители НАТО перехватывают российские бомбардировщики, создающие опасные ситуации в воздушном пространстве европейских стран. Недавно Кремль перебросил в Сирию модифицированную систему противоракетной и противовоздушной обороны С-300, разместил ракетные комплексы «Искандер», которые могут комплектоваться ракетами с ядерными боеголовками, в Калининградской области на побережье Балтийского моря, вышел из соглашения об утилизации плутония и фактически аннулировал договор об ограничении ракет наземного базирования.
Принцип действий Кремля прост — посеять страх и неуверенность, использую провокационные военные маневры и неослабевающую жесткую пропаганду внутри страны и за рубежом. Большинство экспертов сходятся во мнении, что самым опасным в этой путинской тактике является неспровоцированная эскалация. Действительно, Путин ведет себя как ребенок в песочнице, который снова и снова пакостничает и затевает ссоры, пока взрослые не обратят на него внимание. Точно так же, чем больше Запад игнорирует провокации Путина, тем больше он накаляет обстановку.
Но мир с его ядерными арсеналами — это не песочница, и нельзя так просто отмахнуться от начинающейся военной истерии в огромной стране, одержимой имперской ностальгией, испытывающей трудности из-за единоличной власти, надвигающегося демографического кризиса, этнической напряженности и ослабления нефтезависимой экономики. Хотя Москве, бряцающей оружием, запугать Запад явно не удается, армия России и ее ядерный арсенал остаются единственным козырем в руках Путина. Так что можно ожидать, что Кремль продолжит эскалацию в сфере информационной войны и пропаганды.
Путин часто вспоминает свое трудное детство, чтобы объяснить свою жизненную философию. Тогда он усвоил урок, что «бить надо первым», и уже будучи взрослым — в годы службы в КГБ, он своего принципа не изменил. Но это мировоззрение соответствует старым добрым экспансионистским амбициям российского авторитаризма в царские времена и в годы правления коммунистических вождей. Российская империя на протяжении многих веков расширяла свои владения за счет своих более слабых соседей — до тех пор, пока не сталкивалась с решительным сопротивлением или опасностью войны, в которой она не могла победить. И теперь Запад должен послать Москве четкий сигнал, что плата за будущие авантюры вроде действий на Украине и в Сирии будет крайне высокой. И кто-то должен напомнить Путину, что одной из причин распада СССР была гонка вооружений, которую он не мог себе позволить.
Майкл Ходарковский — историк, профессор Университета Лойола, в настоящее время работает над книгой по истории Российской империи.
The New York Times (США)