В Токио (Япония) завершилась 85-я конвенция Всемирной боксерской ассоциации (WBA) — одной из трех главных всемирных организаций профессионального бокса. Украину на этом мероприятии представляли президент Национальной лиги профессионального бокса Украины (НЛПБУ) Михаил Завьялов и генеральный директор компании National Box Promotion Александр Красюк. По возвращении из Токио Михаил Завьялов дал интервью «ЭИ».
— Михаил Михайлович, что дала для Украины нынешняя ежегодная конвенция WBA?
— Начну с того, что НЛПБУ, основанная в 1992 году, уже со следующего года вошла в основные мировые боксерские организации, в том числе и в WBA. Это самая старая структура, которая работает с 1921 года (до 1962 года она называлась NВА — Национальная боксерская ассоциация). Ее ежегодные конгрессы именуются конвенциями, кстати, в 2003 году такая конвенция проводилась в Украине — в Ялте.
Конвенции — это сугубо рабочие, я бы сказал, рутинно-бюрократические мероприятия. Там проводятся отчеты о проделанной работе, финансах и боях. Но главное: там работают профильные комиссии — рейтинговая, судейская, медицинская, а также в свободное время проходит неформальное общение функционеров профессионального бокса со всего мира. Нашей основной задачей в Токио было продвижение боксера компании National Box Promotion Юрия Нужненко, недавно отстоявшего в Киеве свой титул интерконтинентального чемпиона WBA в полусреднем весе, в рейтинге этой организации. До последнего времени Юрий занимал в рейтинге WВС 12-е место, теперь в новом рейтинге, который появится в середине октября, ожидаем его выхода в первую десятку.
— Расскажите, пожалуйста, о статусе НЛПБА. В каких отношениях лига находится с той же National Box Promotion и другими боксерскими структурами Украины?
— НЛПБА работает на рынке профибокса Украины с 1992 года. Можно сказать, что с 2004 года, когда лига получила от Госкомспорта Украины статус национальной федерации, на этом рынке установился порядок. Лига является единственным представителем Украины во всемирных боксерских организациях — WBA, WBC (Всемирный боксерский совет), IBF (Международная боксерская федерация), WBO (Всемирная боксерская организация), а также — в Европейском боксерском союзе (EBU). Мы выдаем боксерам лицензии этих структур и участвуем в проведении рейтинговых боксерских турниров, которые организуют крупнейшие промоутерские компании Украины — киевская National Box Promotion, донецкая Union Box Promotion и львовская «Звезды профессионального бокса». Хочу отметить тех, кто поддерживал и поддерживает лигу в ее работе — бывших народных депутатов и выдающихся боксеров Виктора Савченко и Станислава Сафронова, действующего народного депутата Николая Лисина, и одного из ведущих киевских архитекторов Сергея Бабушкина, в прошлом — мастера спорта по боксу.
— Какими вы видите перспективы профессионального бокса Украины?
— Конечно, Украина — это не Англия, где в боксерском профсоюзе состоят 2500 спортсменов. У нас сегодня имеется порядка 200 профессиональных боксеров, и среди них есть два десятка хороших, многообещающих боксеров с потенциалом мирового уровня. Я говорю сейчас не о тех знаменитых воспитанниках украинского бокса, которые уже покорили мировые и европейские высоты, выступая за германские и американские клубы — таких как братья Кличко, Владимир Сидоренко, Сергей Дзинзирук, Владимир Вирчис, Андрей Котельник, Александр Гуров и другие. Речь идет о том же Юрии Нужненко, о Валерии Бражнике, Сергее Федченко, Вячеславе Узелкове, Романе Джумане, Вячеславе Сенченко, Андрее Кудрявцеве, Стасе Каштанове. Эти ребята имеют все шансы высоко продвинуться на мировых рингах. И, конечно, следует назвать молодого российского боксера Заура Байсангурова, который выступает за National Box Promotion, и недавно стал интернациональным чемпионом WBC в первом среднем весе.
Хочу сказать, что у меня есть мечта — увидеть с поясом чемпиона мира украинского боксера, выступающего за украинский клуб. И такая мечта вполне реальна: чем беднее страна, тем лучше в ней боксеры. Здесь нет парадокса — бокс дает возможность крепким ребятам выбиться в люди, и при этом не требует особых затрат, это вам не гольф и не автогонки. И еще остались у нас тренеры старой советской школы, которым есть что передать своим ученикам. Ведь что ни говори — боксеры СССР, Кубы, ГДР в свое время диктовали моду на мировых рингах, и то, что сегодня чемпионские титулы в супертяжелом весе по всем основным версиям принадлежат боксерам из бывшего СССР — отнюдь не случайность.
— Что было особо интересного за годы участия в форумах мировых боксерских организаций?
— Прежде всего, это встречи и знакомства с легендами мирового бокса. Так, в 1993 году на конгрессе WBC в Лас-Вегасе я познакомился с Доном Кингом, и был немало удивлен, когда несколько лет спустя в Лос-Анджелесе он, увидев меня, радостно закричал: «А, Михаил! Украина! Кучма!» Навсегда запомнилось знакомство с великим Мухаммедом Али, с такими легендарными боксерами, как Джордж Формэн, Майк Тайсон, Эвандер Холифилд, поразивший меня своим интеллектом и благородством, Леннокс Льюис, Оскар де ла Хойя и многие другие. Хочу отметить, что конгрессы WBC отличаются от конвенций WBA тем, что там устраивают различные развлекательные мероприятия в свободное от рутинной работы время. Не забыть, как в прошлом году в Токио мы поехали с группой на экскурсию к горе Фудзияма, и я отстал от группы, гуляя по старому пиратскому кораблю, пришвартованному у озера под горой. Обнаружив, что наш автобус уехал без меня, я словно отец Федор из романа «Двенадцать стульев» метался вверх-вниз по горе, не зная, что делать. К великой радости автобус вернулся и благополучно принял меня на борт — вспотевшего, усталого, но счастливого.
Автор: Игорь Левенштейн