Последние новости
Сегодня
7 ноября 2024

Деньги Донецка: банк без депозитов, менялы, пенсионеры-мученики

7 октября 2016, 7:46
no image

Предприимчивые обнальщики зарабатывают на грабительском курсе обмена, а пенсионеры ездят к банкомату т.н. "ДНР" на другой конец города

Осенью 2014 года последний банк покинул оккупированный боевиками Донбасс, и с той поры жители захваченных городов вынуждены искать способы существовать без привычных уже банковских услуг. После ухода финансовых структур в Донецке наступил своего рода безбанковский период. Оплату за коммунальные услуги дочнане относили непосредственно поставщикам этих услуг. Банковские карты, на которые поступали украинские зарплаты и пенсии, можно было обналичить в ближайшем подконтрольном городе – блокпостов и выматывающих душу автомобильных очередей тогда еще не было.
Пять процентов за гривну

Добросердечные граждане за малую дольку согласились обналичивать банковские карты дончанам и даже сообщили об этом посредство сотен и тысяч объявлений на каждом подъезде, углу и столбе. Процедура проста – все тот же интернет-банкинг, перевод средств с одной карты на другую.

Обналичка денег ДНР

“Объявлений по обналичке миллион. Хотя точки-обналички постепенно начали закрываться, их сейчас меньше чем было, скажем, в начале этого года, – говорит дончанин Александр Котов. – За снятие гривны берут 5% от суммы. Если надо сразу перевести в рубли, то пересчитывают по маленькому, невыгодному курсу 1:2 +17%. Например, если я обналичиваю 1000 грн, то мне выдадут 2000 рублей + еще 340 рублей, итого 2340. Если я решу поменять свои наличные гривны в пункте обмена, то за тысячу получу 2300 рублей. А вот на подконтрольных территориях за 1000 гривен мне дадут 2413 рублей. За счет этой разницы менялы и живут, у них на карточках скапливаются большие суммы. Слышал, как одна работница такой точки сказала подруге, что за день у нее выручка – 70 тысяч гривен”.

С осени прошлого года Донецк и остальные оккупированные города перешли на рублевую денежную систему. Особого счастья дончанам это не принесли, еще пару месяцев в уме они продолжали пересчитывать цены в гривну. Заявленный “главой ДНР” Захарченко курс обмена 1 гривна – 2 рубля местные торговцы благополучно похоронили. И если пенсии-зарплаты так и пересчитали, то гривневые цены умножились на 3, 4 а сейчас уже и на 5. Что сделало многие товары недоступными и без того нищему населению.

Кредитные хамы
С кредитами, взятыми в украинских банках, у жителей территорий, подконтрольных “ДНР”, все сложно. В 2014 году было проще: как только последнее банковское учреждение покинуло Донецк, предводители “республик” кинули клич “Платить по кредитам Украине не надо!” Собственно, под этим лозунгом еще с лета захватывались помещения банков и именно сладкая возможность не отдавать долги привлекала сторонников “республик”.
Вместо того чтобы разработать какую-то стратегию поведения с должниками из Донбасса, учитывая форс-мажорные обстоятельства, многие банки начали многократно обзванивать дончан и монотонно требовать погасить долги по кредитам, увеличивая с каждым звонком сумму штрафов и пени. У должников в это время от обстрелов тряслись дома, а банковские клерки в телефонных трубках нередко слышали свист снарядов и мин. Это не мешало им заученно предлагать должникам, сидящим в убежище: “Выезжайте на подконтрольные территории и заплатите долги в любом отделении нашего банка”. При этом бывало, что дончане сутками не могли не то что выехать, а выйти из убежища на улицу – настолько плотным был обстрел.

Масла в огонь подливали банки в стадии ликвидации, из которых, по словам дончан, звонили натуральные хамы. Хамы пытались даже угрожать, заявляли, что кредитные долги выкуплены коллекторами, что штраф уже превысил сумму долга и лучше заплатить.

“Мы столкнулись с такой ситуаций, хотя платили исправно каждый месяц свой кредит даже с небольшим увеличением, чтобы побыстрее закрыть. Но в Донецке закрылись отделения этого банка, исчезли терминалы, даже сайт интернет-банкинга был отключен, – рассказал дончанин Сергей Курилков. – Мы хотели заплатить, но не могли это сделать физически. Позвонили в банк, поинтересовались насчет кредитных каникул или отсрочки в платежах. Нам грубо ответили, что это не их проблемы, но платежи они должны получить в срок. Тогда я сказал, что деньги отдам в руки только представителю банка, которого жду в Донецке, – и повесил трубку. Через месяц мне позвонили с неизвестного номера, представились сотрудниками этого банка, и сообщили, что о наших долгах извещено “министерство госбезопасности ДНР” и нам лучше пойти заплатить… в “центробанк ДНР”. Тут уж я послал “сотрудников”, потому что было ясно, что это уже мошенничество”.

Сотрудники предприятий, зарегистрированных на подконтрольных территориях Украины, исправно выплачивают свои долги через интернет-банкинг и не портят свою кредитную историю.

“У меня не было проблем оформить покупку в рассрочку в Мариуполе. Я даже спросила менеджера, не смущает ли их моя прописка в Донецке. Оказалось, что не смущает, главное – что банк одобрил мою покупку с оплатой за несколько раз. Так что тут проблем никаких”, – поделилась дончанка Евгения Суровцева.

Дончане-пенсионеры столкнулись с другой проблемой. Их банковские карты, как оказалось, не предназначены ни для денежных переводов, ни для покупок онлайн. “Эти карты можно только обналичить в терминалах банка. Перебросить родителям копейку-другую на эту карту дети не могут. Странная ситуация, – комментирует житель Донецка Александр Жигулин. – Как правовед я вижу в этом ущемление прав стариков и невозможность распорядиться честно заработанными деньгами”.

Возвращаясь к невозвращенным кредитам – некоторые дончане все-таки решили вернуть взятое взаймы. Правда, это касается только тех банков, которые не досаждали звонками и не угрожали. Свою роль сыграл и некий страх перед последующим разоблачением – кредитным должникам закрыт путь за границу. Некоторое время назад по оккупированным городам начали курсировать слухи о том, что должников лишат украинских пенсий и не будут выпускать за линию разграничения. Решив не проверять на себе, многие держатели кредитов нашли возможность расплатиться с банками.
Два месяца – и плакали денежки

Так называемый “Центральный банк ДНР” с натяжкой можно назвать банковской структурой, поскольку он занимается исключительно приемом платежей и обменом валюты. Можно еще сделать “денежный перевод по ДНР” без открытия счета. Кредиты, депозиты, драгметаллы, – об этом нет и речи. Да и желающих отдать на сохранение деньги в “центробанк ДНР” нет. Как бы не была эта структура приятна сторонникам боевиков, они прекрасно понимают, что в случае открытия депозита своих денег могут не увидеть никогда.

“И кредитов не дадут в этом банке. Потому что понимают: народ нахватает “халявы”, а потом скажет что-то типа “непризнанным республикам кредитов не отдаем”. И повторится ситуация точь-в-точь как с украинскими банками. И вряд ли “МГБ ДНР” будет ходить и выбивать долги, у них другие задачи, у них диверсанты толпами ходят по Донецку”, – саркастически отметил житель шахтерской столицы Дмитрий Ершов.

Пенсионеры отмечают, что выплата социальных пособий через “Центральный республиканский банк” часто происходит со сбоями. Первый – неработающие банкоматы “ЦРБ”, второй – несвоевременное получение выплат. “Мне еще в том году выдали карточку этого банка, сказали, что теперь пенсия будет на нее переводиться, – рассказывает пенсионерка Елизавета Хрякова. – Оказалось, что пенсия там не хранится дольше двух месяцев. Не снял – карточка обнуляется, и плакали твои денежки”.

Этот финансовый парадокс подтвердили и в так называемом “пенсионном фонде ДНР”.
“Если пенсия не получается два месяца подряд, то она приостанавливается до тех пор, пока человек не обратится снова в Пенсионный фонд, причем за просроченный период пенсия “сгорает”, а выплачивается только со следующего месяца”, – заявили в ведомстве “ДНР”.

Отличительное чертой банковских учреждений “республики” стали очереди. Неизвестно, какой логикой руководствовались главы “отделений банка”, когда решили не пускать в помещения больше трех-четырех человек. Остальные должны дожидаться своей очереди на улице в жару, дождь и холод. Вне зависимости от возраста и состояния здоровья.
Для решения проблемы были придуманы “банкоматы ЦРБ”. Перепрошитые и переделанные термналы, украденные у покинувших Донецк банков, работают через раз. Пенсионерам приходится ездить через полгорода к работающему устройству… где их поджидает точно такая же очередь, как и в отделения банков.

“Часто начинают курсировать слухи, что в Донецк возвращается то один, то другой украинский банк. Дескать, рассказали сами сотрудники по великому секрету. Так вот, ни один банк не имеет права работать на оккупированных территориях. Он может быть лишен лицензии, да и уголовную статью за пособничество терроризму никто не отменял. Сейчас на захваченных “ДНР” территориях не работает ни один украинский банк”, – подчеркнул один из работников банковской сферы Роман Синяйло.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи