Последние новости
26 ноября 2024
25 ноября 2024
22 ноября 2024

Ядерная Россия и “Брекзит”: Как себя нынче чувствует НАТО

7 июля 2016, 15:36
no image

В преддверии саммита НАТО авторы публикаций в СМИ в целом не сомневаются: дав отпор России, достойно ответив на угрозы с юга - терроризм и волну мигрантов - и укрепив связи с ЕС, лидеры НАТО подтвердят готовность защищать общую безопасность. "Брекзит" по-новому поворачивает тему создания "европейской армии" в параллель с НАТО. Кремль хотел бы бросить вызов НАТО и все больше рассчитывает на ядерный арсенал - "Белый дом, кажется, осознал это", пишет Time.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг в беседе с Die Zeit перед саммитом Североатлантического альянса, который начнется в следующую пятницу в Варшаве, подтвердил: “Нашей целью остается мир без ядерного оружия. Но пока ядерное оружие существует, НАТО будет оставаться альянсом с ядерным оружием”.

НАТО, как подчеркнул генсек, “не должно снижать порог для применения ядерного оружия”: “Для НАТО обстоятельства, при которых может быть рассмотрено применение ядерного оружия, являются крайне маловероятными. И мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить такое положение дел”.

В то же время он предостерег: “Существует риск, что ядерные компоненты попадут в руки террористических групп и негосударственные субъекты создадут “грязную” бомбу”.

Также Столтенберг оправдал усиление военного присутствия альянса и его ПРО в Восточной Европе: эти меры носят “оборонительный характер и в полной мере отвечают основополагающему Договору Россия-НАТО”. “Мы не ищем конфронтации с Россией”, – заметил генсек.

“Лидеры НАТО соберутся в Варшаве на этой неделе – во времена большой неуверенности и нарастающей нестабильности, – пишет в The Financial Times бывший посол США в НАТО Иво Даалдер. – Россия снова стала военной угрозой на восточных границах альянса. Широкие потоки мигрантов достигли берегов Европы. Террористы атаковали города континента. ЕС сталкивается с самым крупным кризисом в своей истории из-за того, что Великобритания проголосовала за выход из союза”.

В этих условиях “лидеры НАТО подтвердят решение обеспечить более надежное сдерживание российской агрессии за счет размещения в странах Балтии и Польше четырех боевых батальонов по 1 тыс. человек”, и это главное, считает Даалдер. Во-вторых, НАТО может объявить о новых мерах противостояния угрозам с юга, в числе которых терроризм и большие миграционные потоки.

И наконец, в связи с “Брекзитом” на саммите будет обсуждаться проблема взаимодействия НАТО (членом которого Великобритания остается) с Евросоюзом. В некоторых европейских странах, а также в руководстве ЕС давно зреет желание упрочить связи между членами ЕС в сфере обороны – вплоть до создания некой европейской армии. Британия выступает против любых таких усилий, но “Брекзит” ослабил ее влияние. По мнению Даалдера, НАТО и ЕС способны плодотворно дополнять друг друга, “как это показали антипиратские операции у берегов Сомали, поддержание мира в Косово и усилия по борьбе с торговлей людьми в Эгейском море”.

“В Варшаве лидеры альянса едва ли будут детально разбираться с тонкостями укрепления сотрудничества с ЕС. Однако “Брекзит” снова акцентировал внимание на важности приведения этого сотрудничества в порядок за счет обеспечения единства и повышения общей результативности совместных усилий”, – говорится в статье.

“Весной 2014 года, вскоре после военного вмешательства России на Украине, ВВС и армия США поставили вопрос, напомнивший о холодной войне: что случится, если российские войска двинутся с Украины, чтобы атаковать европейскую страну, которую США обязаны защищать?” – пишет корреспондент журнала Time Саймон Шустер.

Серия военных игр показала, что “ни одна из команд НАТО не смогла успешно остановить или хотя бы в значительной степени задержать вторжение”. “Получалось, что сильнейший в мире военный союз столкнулся бы с острой дилеммой: или оставить своих союзников перед лицом российской оккупации, по сути признав свое поражение, или вступить в полномасштабную войну с ядерной супердержавой”, – говорится в статье.

8 июля, когда президент Барак Обама прибудет в Варшаву на ежегодный саммит лидеров стран НАТО, эта дилемма станет одной из нескольких обсуждаемых, говорится в статье.

Саммит в Варшаве обещает быть самым критически важным со времен окончания холодной войны, считает Иво Даалдер, бывший советник президента Барака Обамы и постпред США в НАТО с 2009 по 2013 годы. Европейский проект, скрепленный в экономическом отношении Евросоюзом и в военном – НАТО, “был масштабной идеей, порожденной Второй мировой: если европейцы будут сотрудничать, скорее всего, они не перебьют друг друга”, говорит Даалдер. Британский референдум по выходу из ЕС стал первым случаем, когда ключевой партнер решил выйти из проекта. “И если пойти по этому пути, то логика того, что я называю ренационализацией европейской политики, может возобладать, – отмечает дипломат. – Мы знаем, чем это заканчивается: именно так мы вступили в две мировые войны”.

И даже без учета проблемы “Брекзита” НАТО все равно необходимо рассмотреть риск начала третьей мировой войны на его границах с Россией, продолжает Шустер.

Как бы Россия ни хотела бросить вызов военному превосходству НАТО, у нее нет денег, сил и технологий, чтобы сделать это в обозримом будущем, – по крайней мере, не на театре военных действий без применения ядерного оружия. Но, чтобы компенсировать эту слабость, Москва все больше начинает рассчитывать на свой ядерный арсенал, предостерегает Уильям Перри, министр обороны в администрации Билла Клинтона.

Накануне саммита в Варшаве Белый дом, кажется, осознал это и пытается начать своего рода диалог с Россией, позволяющий избежать обострения ситуации вплоть до ядерных угроз – или даже худшего, пишет автор. Но пока не видно признаков, что Обама способен наладить линии коммуникации с Россией до своего ухода с поста президента.

Канцлер Германии Ангела Меркель в обращении к немецкому правительству по случаю предстоящего саммита НАТО обвинила Россию в утрате доверия из-за конфликта вокруг Украины, сообщает Frankfurter Allgemeine. Россия “словами и делом поставила под сомнение основополагающий принцип неприкосновенности границ”. “Действия России вызвали сильный испуг у членов НАТО на Востоке. Поэтому они нуждаются в явной поддержке альянса”, – заявила Меркель в Бундестаге в четверг.

Одновременно Меркель отметила необходимость продолжения диалога с Россией и раскритиковала тот факт, что Москва отменила встречу Совета Россия-НАТО перед саммитом альянса в Варшаве. “Мы считаем, что безопасность в Европе на долгосрочную перспективу можно обеспечить только вместе с Россией, но не вопреки ей”.

Премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас назвал Россию агрессором в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine.

“Мы, конечно, не находимся в состоянии войны, но никто не может оспорить то, что Россия самым серьезным образом нарушила международное право и суверенитет своих соседей Грузии, Украины и Молдавии. Россия была агрессором в отношении своих соседей”, – заявил премьер. Тем не менее, из этого “не следует, что она представляет прямую угрозу для государств-членов НАТО вроде Эстонии. “Путин едва ли совершит ошибку, подумав, что нападение на НАТО останется без последствий”, – сказал Рыйвас.

По его мнению, несмотря на то, что 28% населения в Эстонии говорит по-русски, а в некоторых приграничных районах русскоязычных до 90%, вряд ли в Эстонии есть потенциал для российского вторжения по примеру Крыма: “В Лондоне тоже многие говорят по-русски, но никто не рассматривает этот факт в качестве оправдания для вторжения”.

“Мы в другой лиге, нежели Россия. И это важно для наших жителей, независимо от их родного языка и происхождения”, – сказал собеседник издания. Люди “хотят иметь свободные СМИ, свободу слова и право реального выбора между политическими партиями”. “В России они всего этого не находят. Кого бы там ни выбирали, все равно во главе государства будет Путин. Наши люди пользуются свободами, о которых в России можно только мечтать”, – подчеркнул Рыйвас.

При всем при этом НАТО, по мнению эстонского премьера, “следует усилить политику сдерживания”. Комментируя возможный, по мнению военных экспертов, прорыв российских войск через “разрыв Сувалки” – узкий коридор между Польшей и Литвой, – что отрезало бы страны Балтии от помощи союзников, Рыйвас сказал, что “НАТО должно учитывать все сценарии, в том числе и маловероятные”.

Все статьи