Последние новости
Сегодня
6 ноября 2024

“Законы Яровой” будут приняты мобилизованным пропутинским большинством: Стукачество – исконная русская народная забава

1 июля 2016, 20:27
no image

"Законы Яровой" вполне сопрягаются с коренными свойствами "русской коллективной души", пишет в Фейсбуке журналист Игорь Гольфман.

С полной уверенностью считаю, что “антитеррористические законы Яровой” (касающиеся операторов сотовой связи и провайдеров, – ред.), при редких возмущённых голосах российской прогрессивной общественности, будут приняты большинством населения, тем мобилизованным пропутинским большинством, тихо и покорно. А некоторыми – с нескрываемой радостью. Вообще стукачество – исконная русская народная забава и неотъемлемый элемент совкового мировоззрения, которое так тщательно реставрируется путинским режимом.

В разные времена и в разных странах к доносам относились по-разному. Чаще – негативно. Но в советское время доносительство всегда всячески поощрялось, а сам донос превратился в одну из привычных форм взаимоотношений между государством и личностью. Благодаря хорошо отлаженной системе сбора информации, власти удавалось держать под контролем ситуацию в стране и мгновенно пресекать распространение любой информационной “крамолы”, а тем более действий, попадающих под определения “саботаж”, “вредительство”, “диверсия”, “террор”.

Следует отметить, что советскому государству было у кого учиться. Ещё Пётр I в 1718 году создал Тайную канцелярию (существовавшую одно время параллельно с Преображенским приказом, который выполнял сходные функции), и доносительство стало профессией, ибо информатор, в случае подтверждения сведений, получал половину денежного взыскания с обвиняемого. Интересно, что в петровские времена даже священника могли казнить, не донеси тот о злых замыслах прихожан, услышанных во время исповеди. Позже были учреждены Канцелярия тайных и розыскных дел, Тайная экспедиция при Сенате, Особенная канцелярия… В 1826 году Николай I создаёт в своей Имперской канцелярии специальное Третье отделение для “обозрения расположения умов”.

Лучшие люди государства, конечно, во все времена рассматривали донос как гнусное предательство и подлость, но система не обращала на это внимание и продолжала жить и здравствовать. После Октябрьского переворота и прихода к власти большевиков, когда казалось, что старая эпоха уходит, унося с собой и саму память о ненавистной царской охранке, Ленин возвращается к тем же методам политического контроля, только центром сбора информации теперь становятся другие “компетентные органы”. В декабре 1917 года создаётся Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР, преображенная в 1922 году в ГПУ, затем в ОГПУ, НКВД, НКГБ и т. д.

В сталинскую эпоху доносительство разрослось ядовитым плющом, опутывая буквально каждого и порождая массовый страх. Кажется, если бы было кому – донесли бы и на самого Сталина. Доносительство официально провозгласилось новой классовой моралью, возник новый тип личности – “человек стучащий”. Времена менялись, с ними и государственные лидеры, но донос родовым пятном передавался от Сталина Хрущёву, от того Брежневу, потом Андропову. При последних генсеках невероятно возросла роль КГБ, внедрявшего своих агентов в каждое ведомство и организацию, научные учреждения и ВУЗы, творческие коллективы и армию…

Поэтому “законы Яровой” вполне сопрягаются с коренными свойствами “русской коллективной души”. Так что, не катафалк для парчи, а парча для катафалка.

Все статьи