На группу россиян в аэропорту города Анапы напали бандиты, выряженные в «казачью форму». Бандитов было человек тридцать. Они повалили людей на землю и били ногами. Сначала издевались, обливали жидкостью белого цвета. Кричали: «убирайтесь с нашей земли!». Все это продолжалось несколько минут, и было зафиксировано на фото- и телекамеры и самими бандитами и теми, кто подвергся нападению.
Имена некоторых из тех, кто подвергся нападению, хорошо известны миллионам людей. Это Алексей Навальный, который с группой своих коллег из ФБК совершал тур по Краснодарскому краю и ведущий телеканала «Дождь» Артем Торчинский. Имена бандитов неизвестны. Присутствовавшие при нападении двое полицейских даже не попытались их задержать, хотя видели все своими глазами. Издевательствам и избиениям подверглись все, в том числе женщины и дети. Больше других досталось телеведущему Артему Торчинскому, которого несколько человек избивали ногами, после чего журналиста пришлось госпитализировать.
Алексей Навальный все это прокомментировал так: «Казаки напали на ФБК» – это просто фактически неверно. Исполнители нападения – «казаки» и полиция. Организаторы – конечно, власть. Невозможно группе из 40 людей в форме напасть на кого-то в аэропорту с учетом всей борьбы с терроризмом и безопасностью. Тем более на Юге… Двое полицейских на весь аэропорт. И этих двух полицейских нападавшие отшвыривали, ни капли не смущаясь видеосъемки. И все четыре дня нашего пребывания в Краснодарском крае за нами открыто вела наружное наблюдение полиция. Они координировали время нападения».
Этот инцидент в аэропорту Анапы стоит в довольно длинном ряду событий. Фактически в то же самое время во время траспортировки в Мособлсуд конвоирами был искалечен художник-акционист Петр Павленский. До этого нескольким нападениям подвергался оппозиционный политик Михаил Касьянов. И да, убийство Бориса Немцова тоже в этом ряду. Среди этих событий есть подлинные трагедии, как гибель Бориса Немцова, есть те, которые могут вызвать лишь брезгливое недоумение, как, например, хулиганская выходка Виталия Третьякова, швырнувшего стакан в писателя Михаила Веллера во время передачи «Право голоса» на ТВЦ. Но все эти эпизоды объединяет то, что жертвами всегда становятся люди оппозиционных взглядом, а агрессия исходит либо от людей, непосредственно представляющих власть, либо выступающих от ее имени и в ее защиту. И еще. Ни один эпизод агрессии против представителей оппозиции не повлек никаких последствий для агрессоров, будь то хулиганы или убийцы.
Гражданам России важно знать, что за 16 лет правления Путина произошла глубинная мутация власти. Она стала бандитской. Вся. Бандиты во власти были и раньше. При Ельцине уголовники руководили городами, субъектами федерации, заседали в парламенте. Но власть как политический институт бандитской не была. Из Кремля не исходили импульсы мочить оппозицию. Государственное телевидение не разделяло граждан на «правильных» и «неправильных» и не давало правильным команду «фас» на уничтожение (глумление, избиение) неправильных. Теперь это случилось. И это важно знать, чтобы ориентироваться в России.
Инцидент в аэропорту Анапы позволяет сделать еще два важных вывода. Во-первых, власть, натравливая местных бандитов на приезжих столичных оппозиционеров, увеличивает вероятность распада страны. Преследуя демократов за то, что они отрицают законность аннексии Крыма, власть своими руками провоцирует реальный сепаратизм. «Убирайтесь с нашей земли!», – орали ряженые бандиты Навальному и его коллегам. После того, как хулиганские выходки сопровождаемые такими криками проходят безнаказанно и при явной поддержке местной власти, довольно сложно будет объяснить некоторым москвичам, что им не надо симметрично поступать, когда они увидят на улицах столицы ряженого в папахе и в штанах с лампасами.
И к вопросу о ряженых. Теперь уже очевидно, что вся эта история с «возрождением казачества» была ошибкой. Чрезвычайно увлекательный спор, были казаки субэтносом, или все-таки лишь сословием, наряду с дворянами, крестьянами и купцами следует оставить этнологам, социологам и антропологам. Вне зависимости от результатов этой научной дискуссии статус «казачества», закрепленный на государственном уровне, это атавизм.
Необходимо отменить ФЗ «О государственной службе российского казачества». Необходимо отменить еще массу идиотских указов президента, постановлений правительства и минюста о казачьих чинах, об их гербах, флагах, о том, какие им носить штаны, фуражки и на какое место нашивать лампасы. Надо ликвидировать Государственный реестр казачьих обществ и все, что с ним связано.
По итогам Всероссийской переписи 2002 года 140 тысяч граждан России в графе «национальность» написали «казак». В переписи 2010 года про свое «казачество» вспомнили 67,5 тысяч. Активисты «казачьего движения» утверждают, что их обсчитали и «казаков» больше. Возможно. Только это не имеет никакого значения. Самодентификация это глубоко интимный вопрос человека, который никого, кроме него не касается и уж точно не должен иметь никаких правовых последствий. Человек может считать себя «печенежским князем», «стрельцом», «холопом» или «дворянином». И даже иметь документальные свидетельства своего дворянского происхождения. Из чего совершено не следует, что сейчас, в 21-м веке надо возвращать дворянские, казачьи или купеческие привилегии. Как бы этого кому-то ни хотелось.
Поскольку мракобесие сегодня стало фактической основой государственной политики, отменить архаику с «возрождением казачества» будет непросто. Но ставить этот вопрос надо сейчас. Иначе завтра сторонники идей, что «сотрудники ФСБ это новое дворянство», могут воплотить свои затеи в жизнь и большинство россиян однажды могут себя обнаружить на конюшне с поротой задницей.