В Литве активно обсуждается заявления властей о том, что на побережье страны, в поселке Юодкранте, могли высадиться российские военные.
Корреспондент в Вильнюсе решил поинтересоваться у эксперта по вооружениям, майора запаса Дарюса Антанайтиса, могли ли россияне пойти на такой шаг. Если решились, то почему именно в Юодкранте и что можно сделать, чтобы подобное больше не повторилось.
– Глава комитета Cейма по национальной безопасности и обороне Артурас Паулаускас сообщил, что в Юодкранте (поселок на Куршской косе) во время учений могли высадиться российские военнослужащие. Значит ли это, что точно также границы Литвы легко могут нарушить другие нежданные гости?
– Проникновение на территорию любой страны зависит от двух факторов: охраны границ и подготовки нарушителей. Поскольку Литва является членом Шенгенской зоны, граница с другими странами, входящими в эту зону, открыта для перемещения граждан. Вне всякого сомнения таким образом на территорию Литвы могут проникнуть и мигранты, и диверсанты, и другие лица.
Что же касается попыток нарушить границу с Литвой со стороны Беларуси или России, то у потенциальных нарушителей должна быть не только хорошая подготовка, но и поддержка соответствующих служб этих государств.
– По вашему мнению, российский спецназ мог бы рискнуть тем, что разразится крупный международный скандал и провести учения на территории Литвы?
– Думаю, не только могли, но именно это и сделали. Убежден, что скорее всего они даже не считают это за риск. Для них это естественно. Почему бы не вспомнить то, что совершенно недавно происходило у берегов Скандинавии, когда военно-морские силы Швеции искали российскую подводную лодку. Очень похожий почерк и в случае Литвы. Все, что нужно для таких действий – это небольшая подводная лодка, средства для высадки диверсантов на берег. Все это у России есть в Калининграде.
Почему Юодкранте? Там находятся радары вооруженных сил Литвы, пограничные посты, которые обеспечивают безопасность воздушной и морской территории Литвы. Вся эта инфраструктура необходима для того, чтобы в случае кризиса в нашу страну можно было перебросить силы НАТО. Уничтожение или захват инфраструктуры около Юодкранте позволил бы диверсантам взять под контроль не только порт в Клайпеде, но и сам город. Захват Клайпеды – единственного незамерзающего порта на нашем побережье, даст потенциальным агрессорам возможность задержать прибывающие морем силы НАТО.
Думаю, российский спецназ рискнул и вел учения на территории Литвы, учения того каким способом оккупировать Литву.
– Что можно сделать для того, чтобы прекратить подобные выпады со стороны восточного соседа?
– Прежде всего, нам нужна воля к действиям. Наши средства должны быть такими, чтобы нанести любому потенциальному агрессору неприемлемый урон. Нужна воля для того, чтобы использовать такие средства, крепкий военный резерв и постоянные базы НАТО в Литве. Если мы хотим спокойной жизни, нам нужно идти дорогой Израиля. Стать крепким, военизированным государством, в котором безопасно жить и инвестировать.
– В последнее время активизировался военный конфликт в Нагорном Карабахе. Кому это на руку?
– Бесконечный конфликт запрограммировал Кремль. Очень сомневаюсь, что он, когда-то закончится, так как на самом деле это не Армения ведет боевые действия против Азербайджана. Обе страны покупают вооружение у России, к тому Азербайджан является союзником Турции. А на сегодняшний день Кремль стремится к тому, чтобы втянуть Анкару в этот конфликт и таким способом ее ослабить.
– Вам не кажется, что кто-то старательно отогревает все «замороженные» горячие точки?
– Все замороженные конфликты сводятся к одному: дестабилизировать обстановку, если окружающие Россию страны перестанут демонстрировать лояльность по отношению к Кремлю. Благодаря дестабилизации ситуации такие страны погружаются в хаос, им уже не до того, чтобы налаживать отношения с Западом или добиваться благосостояния своей страны. В Кремле готовятся к войне.