Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's ухудшило среднегодовой прогноз по цене нефти марки Brent (североморская нефть, к цене которой привязана стоимость российской Urals) на $15 за баррель. По оценке S&P, Brent в текущем году будет стоить $40. Прогнозная средняя цена на 2016–2019 годы снижена с $65 до $46 за баррель.
“Цены на нефть на спотовых и фьючерсных рынках теперь находятся примерно на 70% ниже уровней, на которых они были в середине 2014 года, когда цены начали падать”, — отмечает агентство.
В середине июля 2014 года баррель Brent стоил $110. Затем пошло последовательное снижение, хотя были и скачки вверх в среднем на $5 за баррель, которые, однако, затем вновь корректировались вниз. На сегодняшний день Brent на лондонской бирже ICE торгуется по $34,4. Это не самая низкая цена за период падения — в середине января котировки дважды пробивали психологическую отметку в $30.
При этом именно сейчас сложились все предпосылки для роста нефтяных цен. Во вторник было заключено соглашение России, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Катара о заморозке уровня добычи нефти. Позднее инициативу поддержал ряд других стран — членов ОПЕК, а в среду к договоренности присоединился Иран, который ранее заявлял, что намерен лишь наращивать производство нефти.
Однако Standard & Poor’s полагает, что договоренность между Россией и странами ОПЕК не окажет существенного влияния на прогноз по нефтяным ценам.
Forbes в среду назвал договор производителей нефти “пустым и циничным” жестом, который приведет лишь к ложному повышению цены, которое долго не продержится.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук также считает, что в реальности никакого влияния на цену нефти договор производителей не окажет: “Учитывая, что участники переговоров условились заморозить производство нефти на уровне января, когда у всех был пик добычи, цены вверх не пойдут, — поясняет эксперт. — Рынку в такой ситуации нужна не заморозка, а сокращение. Кроме того, как показывает практика, в большинстве случаев договоренности просто не соблюдаются”.
Это видно на примере стран той же ОПЕК, которые при картельных квотах на добычу в 30 млн баррелей в сутки в январе добывали в общей сложности более 32 млн баррелей в день.
По словам Полищука, это объясняется отсутствием реального контроля за соблюдением соглашений. Правда, в случае с недавней договоренностью Россия и Венесуэла обещали мониторить и контролировать уровень добычи.
Что касается ценовых прогнозов, то у Райффайзенбанка они даже несколько ниже, чем у S&P. По словам Полищука, средняя цена Brent в 2016 году будет на уровне $39 за баррель. Зато в 2017 году он вырастет до $55, а в 2018 году — до $62.
На фоне ухудшения ценового прогноза S&P понизило суверенные рейтинги для таких стран-нефтепроизводителей, как Саудовская Аравия (на две ступени вниз, до А-), Омана (до ВВВ-), Бахрейна (до ВВ) и Бразилии (также до ВВ). По всем рейтингам прогноз негативный.
По России агентство подтвердило рейтинг на уровне ВВ+, также с негативным прогнозом, но понизило прогноз среднего роста российского ВВП в 2016–2019 годах с 1 до 0,5% в год. Дефицит бюджета РФ за этот период, по прогнозам S&P, составит 3,5% (против ожидавшихся ранее 2,8%).
По словам главного экономиста ФГ БКС Владимира Тихомирова, негативное влияние новые прогнозы S&P окажут не столько на Россию, сколько на другие нефтедобывающие страны.
“Понижение суверенного рейтинга осложняет выход на долговые рынки, затрудняет доступ к капиталу и увеличивает стоимость заимствования, так как снижается доверие инвесторов, — поясняет эксперт. — Но для России рейтинг не был понижен, в сторону понижения был изменен только макроэкономический прогноз, а такое, учитывая падающий баррель, в последнее время происходило уже неоднократно”. Так что конкретно для РФ эта новость, по оценке Тихомирова, большой роли не играет.