Командующий Военно-морских сил Украины, вице-адмирал Сергей Гайдук сообщил, что до 2020 года Украина намерена возродить подводные силы в составе двух-четырех подводных лодок. Технологий для строительства подобных кораблей у нас нет, однако есть возможность получить старые субмарины немецкой постройки, которые будут сниматься с вооружения турецких ВМС.
Однако и ресурс надводных кораблей подходит к концу, и если его не обновлять, то через несколько лет Украина вообще может лишиться военного флота. К 2020 году командование ВМСУ рассчитывает за счет строительства около 30 новых кораблей и вспомогательных судов создать ядро национального флота в составе 66 боевых и вспомогательных единиц. Реальность же куда суровее: в настоящее время даже строительство единственного украинского корвета находится под угрозой срыва из-за недостаточного финансирования.
До начала войны, согласно данным Белой книги-2013, Военно-морские силы Украины насчитывали 22 боевых корабля и катера, не считая вспомогательных судов. После аннексии Крыма Россией значительная часть боевых кораблей была потеряна. Например, корветы “Луцк” и “Тернополь”, большой десантный корабль “Константин Ольшанский”, единственная украинская подводная лодка “Запорожье”, которую так и не успели отремонтировать. В то же время флагман украинского флота, фрегат “Гетман Сагайдачный”, избежал “плена”, поскольку на момент начала аннексии возвращался из морского похода и просто не пошел в Крым.
Сейчас опасность прямого военного захвата юга Украины путем десантной операции меньше, чем в марте 2014-го. Но она не равна нулю. Более мягкий вариант — блокада. Для перекрытия Черного и Азовского морей России понадобятся небольшие силы. А поскольку у нас экспортно ориентированная экономика, то прекращение торговли зерном, рудой, металлом и удобрениями приведет к ее немедленному коллапсу. На сегодняшний день Украина не сможет соперничать с Россией на Черном море. Ведь после аннексии Крыма соотношение сил стало для нашей страны катастрофическим. Сейчас ВМСУ — это 3 корабля, 5 катеров и 1 тральщик. Плюс, три десятка вспомогательных судов. А ЧФ РФ насчитывает более 2500 судов, из которых 43 являются боевыми.
Невозможность сопротивляться российскому флоту ярко проявилась во время перебазирования нефтедобывающих платформ “Черноморнефтегаза”, так называемых “вышек Бойко”. В середине декабря Россия отвела поближе к полуострову Крым буровые установки В-312 и В-319, которые после аннексии остались на Одесском газовом месторождении. Их отбуксировали под охраной сторожевого катера пограничной службы ФСБ России “Аметист” и ракетного катера ЧФ РФ. Корабль Морской охраны Госпогранслужбы Украины потребовал предоставить информацию о действиях российской стороны. Был получен ответ, что украинская сторона не имеет полномочий на запрос подобного рода. То есть, несмотря на незаконность действий россиян, воспрепятствовать им силой было невозможно.
Под угрозой может оказаться торговое судоходство, паромное сообщение с Кавказом, Турцией и Балканами (возможен срыв проекта “Шелковый путь”), разработка углеводородов на шельфе о. Змеиный и другие интересы Украины в Черном море.
Какой флот Украине нужен
“Успешность Украины как морской державы непосредственно связана с развитием Военно-морских сил”, — такое заявление сделал командующий ВМСУ, вице-адмирал Сергей Гайдук. По его мнению, неотложное строительство боевых кораблей является приоритетной задачей, иначе Украина может потерять статус морской державы. Вместе с тем, Гайдук подчеркнул, что за последний год Украине удалось возродить войска береговой обороны. “Благодаря созданию целостной системы, основой которой являются подразделения ствольной и реактивной артиллерии, береговая полоса в Одесской и Николаевской областях надежно защищена”, — сказал он.
Ресурс подавляющего большинства кораблей и судов национальных ВМС практически подходит к концу. Если радикально не изменить отношение к флоту, через несколько лет Военно-морских сил Украины не станет. По словам Гайдука, в течение последних 20 лет происходила достройка заложенных еще в советские времена четырех боевых кораблей. Не построен ни один новый самолет или вертолет морской авиации. При этом боеспособность ВМС снижалась в связи с исключением из боевого состава “одного корабля за другим”. Между тем, украинский флот как минимум должен быть способен нанести ЧФ РФ настолько большой ущерб, чтобы у российской стороны не возникло желания напасть.
“Военно-морские силы — это не только корабли, — пояснил “Апострофу” директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец. — Военной доктриной определено, что ВМСУ должны быть способны защищать береговую линию Черного и Азовского морей, исключительной (морской) экономической зоны, а также привлекаться к международным операциям НАТО и ЕС. Для выполнения этих задач ВМСУ должны организационно состоять из надводных и подводных сил, морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских частей и морской пехоты”.
По оценкам командования ВМСУ, для этого следует иметь корветы, ракетные, артиллерийские и десантно-штурмовые катера, а также несколько десятков вспомогательных судов. Эти корабли могут быть построены в Украине. По словам Сергея Гайдука, строительство боевых кораблей и судов обеспечения является приоритетным. Также украинская сторона работает над вопросом приобретения кораблей, которые никогда не строились в Украине — противоминных и десантных. Есть интерес и к покупке подводных лодок.
К 2020 году за счет строительства около 30 новых кораблей, вспомогательных судов и катеров должно быть создано ядро национального флота в составе 66 единиц, способных решать боевые задачи по защите интересов государства на море. Но окончательно ВМСУ будут сформированы только в 2035 году, и то при благоприятных условиях. Самым главным препятствием на этом пути является отсутствие финансирования, а также традиционная непоследовательность государства при реализации долгосрочных и технически сложных проектов.
Надводные корабли
От недостатка финансирования задыхается программа “Украинский корвет” (проект 58250). Закладка головного корабля, который будет называться “Владимир Великий”, состоялась в мае 2011 года, хотя на самом деле работы начались годом ранее. Корабли подобного класса предназначены для противолодочной обороны корабельного соединения или береговых объектов. Проект создан николаевским КП “Опытно-проектный центр кораблестроения” (Николаев). Водоизмещение — 2500 т, длина — 112 м, максимальное погружение — 5,6 м, скорость полного хода — 32 узла, автономность — 30 суток, дальность плавания — 4000 миль, экипаж — 110 человек.
При строительстве корвета будет применена стелс-технология, необходимая для уменьшения заметности радарными системами. Силовая установка будет произведена на ГП “Заря-Машпроект” (Николаев). Изначально планировалось построить до 2026 года 10 кораблей. Причем, первые четыре — в 2018 году.
Стоимость головного корабля оценивается на уровне 250 млн евро. Строит корвет “Черноморский судостроительный завод”, принадлежащий группе компаний “Смарт” Вадима Новинского. Начиная с 2011 года, из-за хронического недофинансирования постройка продвигалась мизерными темпами, а в 2014 году государство вообще прекратило выделять средства. “На данный момент техническая готовность всего судна составляет 17%. Корпусные работы выполнены более чем на 80%. Изготовлены все блоки корпуса и большая часть надстройки, приобретено и хранится на складах оборудование. Корабль был готов к закладке на стапеле с июня 2014 года”, — рассказали “Апострофу” в пресс-службе ООО “Смарт Мэритайм Груп”.
По словам первого заместителя начальника штаба ВМСУ, контр-адмирала Дмитрия Тарана, корвет может быть построен к 2018 году, а председатель Николаевской областной госадминистрации Вадим Мериков заверил, что финансирование работ будет возобновлено с 2016 года. Однако на практике дела обстоят иначе. “Сейчас финансирования нет, — подчеркнули в пресс-службе. — ПАО “ЧСЗ” надеется, что оно будет возобновлено в этом году. Если брать вариант полной достройки корвета, то потребность в финансировании на текущий год составит около 730 млн грн, из которых 80% стоимости — это выкуп дорогостоящего оборудования и, собственно, вооружения”. Отметим, что строительство корпуса составляет лишь небольшую часть затрат при строительстве корабля. 4/5 средств приходятся на вооружение, оптику и навигационное оборудование.
Более того, программа строительства новейшего украинского корвета вообще может быть свернута. В октябре 2015 года было принято протокольное решение о прекращении финансирования корвета. Сэкономленные средства было предложено “использовать для модернизации имеющегося корабельного состава ВМС Украины”.
С этим решением командование флота не согласно, так как считает, что остановка строительства головного корвета 58250 “Владимир Великий” приведет к ряду негативных последствий, начиная от разрушения национальной системы кораблестроения, дискредитации страны как партнера в глазах иностранных поставщиков уникального оборудования, вплоть до потери боевого потенциала ВМСУ.
Сейчас в реализации проекта принимают участие 117 предприятий различного уровня кооперации. Также поставщиками являются 14 компаний из 8 ведущих стран мира. В настоящее время действуют 7 контрактов на поставку основного иностранного оборудования и вооружения (артиллерийская установка среднего калибра, артиллерийские установки малого калибра, главные дизельные двигатели, дизель-генераторы, и т. д.) на общую сумму более 835 млн грн, по которым уже выплачено более 101 млн грн.
“Следует отметить, что 29 отечественных образцов оборудования должны быть основой для реализации других проектов, — подчеркнул Сергей Згурец. — А именно — модернизации фрегата “Гетман Сагайдачный”, оснащения созданными образцами оружия нового ракетного катера “Лань”, среднего разведывательного корабля, изготовления противокорабельного ракетного комплекса “Нептун” в береговом и корабельном вариантах, а также создания зенитно-ракетного комплекса “Коралл”. Таким образом, приостанавливая финансирование корвета, украинская власть рискует “подвесить” целый ряд связанных с ним проектов.
В ноябре 2015 года флот получил два речных артиллерийских катера БК-01 и БК-02 (“Гюрза”). Они построены на киевском заводе “Ленинская кузница” и представляют собой украинскую разработку, выполненную тем же николаевским КП “Исследовательско-проектный центр кораблестроения”. Эти бронекатера предназначены для патрулирования, несения боевой вахты на приграничных реках и в прибрежной морской зоне, а также оказания содействия десантным и пограничным группам. При необходимости катер способен атаковать бункеры, здания, мосты, автотранспорт, а также легковооруженные боевые машины. Конечно же, катера не могут заменить боевые корабли, но даже такое скромное пополнение тоже очень важно.
У причала николаевского завода им. 61 коммунара тихо ржавеет недостроенный ракетный крейсер “Украина”. Этот проект был разработан еще в 1972 году. Основной задачей корабля являлось нанесение ударов по авианосным соединениям противника, которым тогда считались ВМС США и других стран-членов НАТО. Крейсеры такого класса вооружены 16 крылатыми ракетами П-500 “Базальт”, которые могут оснащаться и ядерными боеголовками. Именно благодаря этим ракетам, имеющим дальность стрельбы до 550 км, эти корабли могут уничтожать авианосцы.
В распоряжение ВМС Украины крейсер поступил в 1993 году, пребывая в 75% состоянии готовности. Поскольку в задачи украинского флота не входит уничтожение авианосцев, корабль было решено продать. Бесконечные переговоры на этот счет вели россияне. В 2010 году ВРУ даже лишила крейсер названия, глубоко неприятного потенциальному покупателю. Не помогло. Слабым местом переговоров было нежелание РФ платить. “Россия возьмет “Украину” только даром, даже не по цене металлолома”, — заявлял тогдашний министр обороны РФ Анатолий Сердюков.
Крейсер “Украина” — это давняя проблема, решить которую обещают каждый министр обороны и каждый глава “Укроборонпрома” и “Укрспецэкспорта” в последние 23 года. Сергей Гайдук в 2015 году также заявил о желании продать корабль, не уточнив, кто может являться его покупателем. В Россию крейсер теперь не продадут по понятным причинам. Вторым кандидатом является Китай, который когда-то уже купил у нас недостроенный авианесущий крейсер “Варяг”. Впрочем, вряд ли идея усилить китайский флот новым боевым кораблем понравится союзникам Украины из США.
Подводные силы
“Наши планы предусматривают до 2020 года возродить в составе ВМС подводные силы в составе 2-4 подводных лодок. Они должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе”, — заявил в четверг Сергей Гайдук в своем интервью Defence Express.
Технологий и средств для постройки собственных подлодок у нас сейчас нет. Но в СМИ была опубликована информация о возможной передаче Украине подводных лодок немецкого производства (тип 209), построенных на верфях в городе Киль. Кстати, греческие и турецкие ВМС оснащены подлодками именно этого типа. Вероятно, ВМСУ передадут несколько таких субмарин, которые будут сниматься с вооружения турецких ВМС. В частности, нам могут достаться четыре подводных лодки c головным кораблем Preveze (S-353), построенные при технической поддержке германских специалистов на турецкой верфи Colcuk Naval Shipyard.
По словам Сергея Згурца, оптимистический срок передачи таких кораблей — от трех до пяти лет, конечно, если эта инициатива будет поддержана руководством государства. “Но переговорный процесс еще не начался. Вопрос передачи таких кораблей требует изучения в каждом отдельном случае, особенно, когда это может быть единственным путем решения проблемы. Но не всегда такая практика имеет положительный опыт, в силу возраста кораблей и расходов на их дальнейшее содержание. Кроме того, нам нужны экипажи и соответствующая инфраструктура”, — заявил Згурец.