Предпочтение в первую очередь отдавалось Рублево-Успенскому шоссе.
Массовое бегство украинской элиты в Москву спровоцировало последнюю волну долларового спроса на аренду элитных квартир. Беглые соратники Виктора Януковича арендовали столичное жилье, не обращая внимания на цену, рассказывают риелторы.
22 февраля 2014 года Верховная рада Украины изменила Конституцию, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти президента страны Виктора Януковича. В ночь с 22 на 23 февраля Виктор Янукович сбежал из Украины в Россию через Севастополь. Тогда же из Киева в Москву прилетели несколько десятков чиновников и бизнесменов самого высокого уровня — с семьями и домашним персоналом. Буквально на следующий день все они появились в столичных агентствах недвижимости, иногда действуя напрямую, иногда через российских доверенных лиц, вспоминает региональный директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank Russia & CIS Елена Юргенева.
«С начала прошлого года мы наблюдали ажиотажный спрос на аренду элитных квартир со стороны граждан Украины, — подтверждает генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон» Надежда Коркка. — При этом хорошие предложения сдавались по высокой цене в долларовом эквиваленте (от $15 тыс.) в кратчайшие сроки». Нередко украинцы принимали решение об аренде меньше чем за сутки, вспоминает она. Вместо экспатов, которые в то время массово покидали Россию, приезжали украинцы из близкого окружения бывшей элиты страны, которые арендовали жилье практически без торга, с первого же просмотра, лишь бы оно подходило им по площади и качеству проживания», — отмечает председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.
Клиенты из Украины искали в аренду очень большие квартиры — 400–500 кв. м, рассчитанных на большие семьи (пять-шесть спален), с пышной отделкой в дворцовом стиле, отмечает Елена Юргенева из Knight Frank. Однако достаточного предложения таких квартир в Москве не нашлось, поэтому, интенсивно поездив по рынку несколько дней, большинство украинских клиентов купили или сняли загородный дом по завышенной нередко цене. «Исключительно из-за того, что заехать украинским гостям надо было срочно и со всеми многочисленными домочадцами и домашним персоналом, на длительный анализ рынка и серьезный торг времени не было», — объясняет она.
Украинские арендаторы элитного жилья в Подмосковье отдавали предпочтение в первую очередь Рублево-Успенскому шоссе. Там, где их привлекали дорогие поселки, санаторий «Барвиха» и «Ландшафт», рассказывают риелторы. В Москве, по словам Юргеневой, высокопоставленные экс-чиновники Украины предпочитали районы, традиционно популярные у экспатов: Арбат, Тверская, Остоженка, Патриаршие пруды. Так, в районе Остоженки бывшую украинскую элиту интересовали квартиры с бюджетами от $10 тыс. до $25 тыс. в месяц, одна сделка была зафиксирована в бюджете $35 тыс. в месяц, а в Тверском районе — в бюджете от $25 тыс. до $30 тыс. в месяц, рассказывают в Kalinka Group.
В Kalinka Group зафиксировали в прошлом году и вторую волну повышенного спроса на элитную аренду со стороны украинцев: в августе 2014 года, когда обострились военные действия на юго-востоке Украины, в Москву снова поехали состоятельные квартиросъемщики.
Оба раза на долю граждан Украины приходилось около трети сделок в элитном сегменте, но они сильно отличались по среднему бюджету, вспоминает Румянцева. «В первую волну сделки заключались в бюджете от $10 тыс., вторая волна была поскромнее — смотрели в основном квартиры за $5–7 тыс.». «Мы наблюдали в этот период значительный рост среднего бюджета сделок — как в долларах, так и в рублях. В результате во втором квартале прошлого года ставки аренды в элитном сегменте достигли своего максимального значения, отмечает она.(см. график).
По данным риелторов, за год ситуация принципиально не поменялась. Директор департамента аренды квартир Penny Lane Realty Марина Шекера отмечает, что в компании пока не фиксируют стремление арендаторов пересмотреть условия договоров. Этому может быть два объяснения: либо у наших клиентов не было необходимости привлекать к переговорам брокеров, либо это реакция на рост курса доллара.