Последние новости
Сегодня
25 ноября 2024
22 ноября 2024

Британский совет о том, как удержать Донбасс

19 мая 2015, 13:35
no image

Когда-нибудь Киеву придется возвращать Донецк, ослепленный и озлобленный.

Произошедшее за последний год в Великобритании можно использовать как хороший пример для Украины – естественно, с поправкой на исторические и культурные различия. В нынешний век глобализации цепляться за вековое наследие все менее полезно (не будем кивать в сторону северного соседа), тогда как образчики достойного поведения стоит перенимать и культивировать.

В далеком 1993 году легендарные британские электронщики Pet Shop Boys в одной из песен высмеяли депутата-консерватора, сэра Джорджа Янга, министра ЖКХ при Джоне Мэйджоре, который на вопрос об обездоленных ответил: «Бездомные? Разве это не те неудачники, что путаются под ногами, когда выходишь из театра?». Циничность этой фразы вполне отвечает и духу украинской политики. Впархивая в спектакль власти на волне народной поддержки, высокопоставленные чины стремительно забывают о том, что же их привело в кресла. Наш 13-летний анализ показывает, что обещания перед выборами остаются пустыми словами, а электорат – «неудачниками на ступеньках театра».

Дело не только в ответственности перед избирателями – граждане и сами не привыкли думать рациональной, а не маркетинговозависимой частью мозга, и голосовать умом, а не гречкой или красивыми бордами. Но у отечественного политикума нет уважения и к соратникам по партиям. Дело в том, что лидер партии, как и капитан корабля, взваливает на свои плечи непростые задачи и, если не справляется, передает руль другому. Так, после провала на недавних выборах в Британии руководитель Лейбористской партии Милибэнд подал в отставку, его примеру последовал и либеральный демократ Ник Клегг.

«Ответственность лежит исключительно на мне», – заявил Милибэнд, слагая полномочия. Как часто вы слышали подобные утверждения от своих депутатов, премьеров и президентов? Вспомним 2006 год, первые выборы в парламент после Оранжевой революции. Громкая победа реваншистов из Партии регионов, на 10% обошедшей провластную тогда Батьківщину. Если бы во главе угла стояло государственное мышление, Юлия Тимошенко признала бы свою ответственность за провал политсилы и уступила бы партийный «трон» молодому поколению. Год спустя аналогичный проигрыш не изменил ее позиции. Почетному президенту Нашей Украины Виктору Ющенко, тогдашнему президенту, тоже не мешало бы прибавить «британскости» – номинальные лидеры «оранжевого списка» менялись, но реальный лидер так и не признал своей ответственности за слабость политсилы – всегда удобнее было винить другого.

Привычка менять лидера после проигрыша на выборах внесла бы здравую струю в политику Украины – партии бы меньше костенели и превращались в проект одного человека, не говоря уже об авторитарном чудовище ПР, в которой депутаты стали заложниками ими же «избранного» главы.

В Британии же выборы выиграли консерваторы во главе с Дэвидом Кэмероном. Человек, которого многие считали временным техническим руководителем, вырос в премьера с амбициями на 10-летнюю каденцию. На его срок припало и Эдинбургское соглашение (2012), давшее зеленый свет референдуму в Шотландии. И при его же кабинете Шотландия проголосовала за то, чтобы остаться в составе Великобритании.

Параллели между Шотландией и Донбассом провести несложно. Донецкий регион «размахивал» двумя доказательствами: историческим и экономическим. Если в Шотландии первый опирался как минимум на религиозное деление, память о восстании якобитов, «резни в Гленко», замешанное на романтизме национальное возрождение, в Донбассе основой требований независимости было в лучшем случае мифическое советское прошлое. Экономически у Шотландии также есть козыри: к примеру, ее ВВП уже дошел до уровня докризисного 2007, тогда как английский – еще нет. Легенда “Донбасс кормит Украину” трагически рухнула.

Война не вечна. Когда-нибудь Киеву придется возвращать Донецк, извращенный Захарченко и Моторолой, ослепленный и озлобленный. Разогретый ненавистью из Кремля, Донбасс рванул сразу в псевдонезависимость. Вернувшись, он будет брыкаться – и тут на помощь, возможно, вновь придет референдум, на сей раз – настоящий. И, возможно, Киеву придется создать в Донецке аналог шотландского парламента, конституционно ограничив действие такой нормы пятью годами, после которой потребуется новый плебисцит. Киев при этом должен сохранять ключевые рычаги – оборона, финансы, макроэкономика, дипломатия.

К сожалению, такой проект стоило бы воплотить еще десятилетие назад, чтобы выкорчевать постсоветские семена обманчивого сепаратизма. Но теперь нужно смотреть в будущее – как бы не сложилось, Конституцию Украины, как и отношения Киева с Донецком, придется пересматривать, пусть даже временно. А для этого, как упоминалось выше, политики должны научиться смотреть дальше собственных мелочных амбиций.

По материалам: НВ

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи