В течение двух недель я находился в США, где прошло немало встреч с представителями американского государства, бизнеса, экспертного сообщества. Естественно, что эти встречи были полезны в плане понимания реальных настроений в США касательно украинского кризиса.
Об этом написал политолог Юрий Романенко.
Вот в Гарварде у нас была одна из таких занимательных дискуссий. Мне запомнился один момент, который есть показательным с точки зрения понимания того, какие настроения есть среди американской элиты.
Речь идет о том, что в ходе разговора одна из участниц с украинской стороны подняла вопрос о том, что как в США смотрят на то, чтобы пересмотреть в международном праве роль медиа в современных войнах, которые превратились в мощнейшее оружие. Ответ был обтекаемым и традиционным, что мол это новое явление и мировое сообщество еще не знает как с этим бороться и т. д. Мы возразили, что в общем-то ничего нового россияне не демонстрируют, многие технологии манипуляции давно и успешно на Западе, а США подавно лучшие в PSYOP ( психологических операциях — акроним. применяемый официально в США). Россия только показала как инструмент пропаганды может использоваться в гибридной войне в более масштабной форме. Однако, американский эксперт продолжала увиливать от ответа, отсылая нас к непониманию процессов (тут в ряде моментов я с ней внутренне соглашался). Было много стенаний, что Украина выпала из контекста американских новостей и не умеет привлекать внимание к себе.
Тогда я не удержался жестко троллить американцев, чтобы внести в разговор свежую струю:
— Я знаю как решить проблему уменьшения внимания к Украине в западных медиа и вообще вывести проблему использования медиа в современных войнах на первый план. ВСУ должны избирательно и тщательно уничтожать российских журналистов, которые освещают ситуацию на Донбассе. Нужно дать указание снайперам ВСУ, чтоб люди в касках с надписью Press являются приоритетом на уничтожение. Поскольку медиа являются разрушительным оружием и позволяют России оперировать не только в районе боевых действий, но и на территории всей Украины, то уничтожение несколько десятков вражеских журналистов в зоне конфликта позволит ухудшить качество картинки в российских СМИ, а, значит, уменьшит эффективность их пропаганды.
В общем, необходимость повышения обороноспособности Украины требует изменения подходов ведения войны. Самое главное, что такой метод относительно легко выведет тему в топ американских новостей. Я уже вижу. как Human Watch Rights бьют во все колокола и на Западе начинается мощная дискуссия как по поводу медиа, так и по поводу Украины, которая действительно выпала из основного контекста в американских СМИ.
Естественно, кто-то будет кричать, что это плохой пиар, но мы ведь знаем, что даже, если это плохой пиар, то все равно это пиар, а все, что нам нужно, так не выпадать из фокуса ваших СМИ в рамках вашей избирательной президентской кампании 2016 года.
— Так вы же нарушите международное право, — возопила американский эксперт
Наша группа радостно ухмыльнулась
— Ну, так когда Россия выкинула на свалку Будапештский меморандум, то вы как-то не особо напряглись по поводу нарушения международных норм. Почему нас это должно будет напрягать в данном случае? Интенсификация конфликта и выведение его на уровень , которые не позволяет его игнорировать США и Европе — наша палочка-выручалочка в тяжелой ситуации для Украины.
— Но Будапештский меморандум не накладывал обязательства на США, — сопротивлялась американский эксперт.
— Когда вы заставляли Украину отдавать ядерное оружие, то вы использовали другую риторику, не правда ли? Поэтому, все-таки это будет эффективный способ решить наши проблемы и заставить вас действовать более энергично, кстати, в отношении вашего союзника, ведь мы же вроде как союзники?
Давайте посмотрим ситуацию еще с другой стороны. Россия нарушила уже все мыслимые и немыслимые международные нормы и договоры, продолжает это делать, тогда как Украина их выполняет. Однако, Россия продолжая нарушать международное право, усиливает свои позиции в украинском кризисе, а Украина выполняя его, оказалась в позиции колабсы, которую Путин нарезает ломтиками. Нет, конечно, нам лестно, что Украина может создавать видимость, что ценой своей гибели она может спасти систему международного права, чтобы вы (американцы и европейцы) не испытывали досады, что вам нужно выйти из зоны комфорта. Мы это прекрасно понимаем. Однако, дело в том, что Украина не собирается умирать, а раз так, то необходимо осуществлять комплекс мер, которые повысят нашу жизнеспособность.
— Но мировая общественность не даст вам сделать это!
— Это как? — почти хором возопила наша группа, — мировая общественность будет на передовой что ли, — мы уже откровенно троллили американцев.
Американский эксперт продолжала что-то бубнить о том, что мы не понимаем как устроен мир, а ко мне подошел один мужик из диаспоры и шепнул на ухо: Да не слушайте вы ее, все вы правильно говорите, только так и надо спасать Украину.
Резюме: Этот диалог очень показательный в том плане, что Украине пора пересмотреть инструментарий информационной работы с Западом. В Киеве действительно часто не понимают реальные мотивации Запада, что обуславливает те проблемы, которые сегодня хорошо видны в отношениях с США и Европой. Я это четко зафиксировал еще на конференции по Украине в польском Лодзе в середине февраля сего года, где было много представителей из ЕС и США. Там большая украинская делегация выступала в целом очень статично, скучно, с традиционным набором хотелок, жалоб и прошений.
Проблема европейцев ( да и американцев, для большинства из них Украина где-то очень далеко), что они плохо представляют масштаб сдвига на востоке, который являясь частью больших системных процессов полностью изменит их жизнь, поскольку задевает основания миропорядка. При этом те же европейцы демонстрируют кластерное понимание реальности, что делает их действия тактическими, а не стратегическими. Европа демонстрирует тем самым свою крайнюю уязвизмость, поскольку неадекватное понимание процессов ведет к неадекватным действия, которые приводят к неадекватным последствиям. США хотя более вовлечены в поддержку Украину, но реально не рассматривают ее как первостепенный театр своих интересов. Это нужно принять и понять, а, самое главное, с этим нужно кропотливо работать.
В разговоре с европейцам и США украинцам пора перестать говорить всякую чушь о демократии в Галицко-Волынском княжестве, Киевской Руси и прочей исторической беллетристике, которая:
а) Нисколько их не волнует
б) Нисколько не объясняет европейцам, где их интерес сегодня
в) Отражает нашу беспомощность в плане адекватного понимания, что такое современная Европа (США), как следствие, удивление, что Европа (США) не понимает нас.
Мы должны говорить о современной Европе и США, о текущих интересах и мотивах, чтобы получать то, что мы хотим от США и Европы то, что нам нужно. Запад ждет от нас функционала выгодного ему, а не рассказы о нашем былом величии, наших текущих проблемах. У Европы хватает своего былого, а у США настоящего величия, чтобы не по пустякам заморачиваться нашим. Поэтому, нам нужно не только демонстрировать вежливость и толерантность, но кое-где бить наших западных коллег в лоб, чтобы донести до их сознания выгодный для нас дискурс. Когда мы будем это делать системно и креативно, то уже никто не будет говорить нам, что мы неспособны достучаться до западных сообществ.
По материалам: Хвиля