Экономика еврозоны развивалась в завершившемся первом квартале 2015 года более успешно, чем ожидалось.
Об этом свидетельствуют многочисленные макроэкономические показатели и опросы. Однако официального подтверждения такого вывода придется ждать до 13 мая: большинству национальных статистических ведомств стран ЕС и европейскому Eurostat неизменно требуется полтора месяца, чтобы вычислить квартальный прирост ВВП, передает Deutsche Welle.
Испания совершает рывок
Среди ведущих экономик еврозоны наиболее динамично развиваются сейчас испанская (четвертая по размерам) и немецкая (крупнейшая). Как заявил 30 марта министр экономики Испании Луис де Гиндос, ВВП Испании мог увеличиться в 1-м квартале по сравнению с предыдущим трехмесячным периодом на 0,8 процента. Теперь в Мадриде исходят из того, что по итогам всего года темпы экономического роста в стране, которая еще совсем недавно считалась одной из самых проблемных в еврозоне и получала международную финансовую помощь, достигнут 2,5-3 процентов.
Таким образом, проведенные реформы начали давать зримые результаты. О набирающем силу экономическом подъеме в Испании наглядно свидетельствуют, к примеру, продажи легковых автомобилей: за январь и февраль они на целых 26,7 процента выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Правда, уровень безработицы после недавнего кризиса и целого ряда весьма болезненных реформ остается в Испании одним из самых высоких в ЕС: 23,7 процента. В данный момент не могут трудоустроиться примерно 4,5 миллиона испанцев. Однако в феврале число безработных сократилось по сравнению с февралем 2014 года более чем на 300 тысяч человек – столь резкого снижения в годовом исчислении здесь не наблюдалось с 1999 года, когда в стране начинался экономический бум, связанный с переходом на евро.
Бум на рынке труда Германии
ВВП Германии увеличился в 1-м квартале 2015 года по сравнению с 4-м кварталом 2014 года на 0,5 процента, полагают эксперты Аналитического центра Deutsche Bank (DB Research). Их коллеги из Немецкого института экономических исследований (DIW) настроены еще более оптимистично. Они предсказывают рост экономики в 1-м квартале на 0,7 процента, а прогноз на весь 2015 год повысили до 2,2 процента. Это был бы лучший результат с 2011 года.
В последнее время роль локомотива немецкой экономики вместо экспорта играет внутреннее потребление. Это в значительной мере связано с бумом на рынке труда. Как сообщило 31 марта Федеральное агентство по труду (BA), уровень безработицы снизился в Германии до 6,8 процента (по методике Eurostat даже до 4,8 процента), а число безработных сократилось на 123 тысячи по сравнению с мартом прошлого года. Сейчас не могут трудоустроиться 2,9 миллиона человек. Это самый низкий мартовский показатель за 24 года!
Силуэт безработного на фоне слова Arbeit
Одновременно подсчитываемый агентством по труду с 2004 года индекс вакансий достиг рекордно высокого уровня. Большая потребность в рабочей силе и нарастающий дефицит кадров в отдельных отраслях способствует росту зарплат, а благодаря крайне низкой инфляции доходы населения растут не только номинально, но и реально, причем достаточно ощутимо. Одновременно потребители благодаря падению цен на нефть существенно экономят на горючем и топливе.
Все это способствует улучшению потребительских настроений. Соответствующий индекс института маркетинговых исследований GfK находится сейчас на самом высоком уровне с осени 2001 года. И розничная торговля, подсчитывая выручку, это чувствует. Федеральное статистическое ведомство ФРГ зафиксировало лучший февральский показатель реального оборота отрасли с 2000 года (мартовских данных, естественно, еще нет).
Французские потребители оживляются
Весьма удачным февраль был и для розничной торговли Франции. Потребители увеличили расходы четвертый месяц подряд. А в марте индекс потребительских настроений, подсчитываемый статистическим ведомством Insee, поднялся до самого высокого уровня с ноября 2010 года. Возросла готовность французов совершать крупные покупки, снизился страх безработицы, хотя ее уровень и остается вблизи рекордных отметок. Одновременно в промышленности наметился рост производства.
Таким образом, французская экономика развивается сейчас успешнее, чем ожидалось, и это дало премьеру Манюэлю Вальсу основание заявить 25 марта: “2015-й станет годом возвращения к экономическому росту”. Этому, по его словам, будут способствовать такие факторы, как слабый евро, экстремально низкие процентные ставки и резкое снижение цен на нефть. Итоги 1-го квартала дают правительству второй по величине страны еврозоны основание утверждать, что годовой рост ВВП существенно превысит прогнозировавшийся до сих пор 1 процент.
Весьма обнадеживающие данные поступают и из других стран еврозоны. Например, из Ирландии, которой тоже целый ряд лет пришлось проводить крупномасштабные реформы в обмен на международную финансовую помощь. В прошлом году ирландская экономика показала самые высокие темпы роста во всей еврозоне: 4,8 процента. А в настоящий момент индекс деловых настроений, подсчитываемый Markit Economics, достиг на острове максимума за 15 лет.
Неожиданно резкое улучшение деловых настроений, причем во всей в еврозоне, зафиксировала и Европейская комиссия (правительство ЕС). Соответствующий индекс улучшился в марте четвертый раз подряд и теперь значительно превышает многолетний средний показатель. Согласно опубликованному 30 марта в Брюсселе сообщению, настроения улучшились во всех исследуемых секторах: среди потребителей, в розничной торговле, в промышленности, в сфере услуг и в строительной отрасли.
Не просто хорошее, а отличное настроение царит на фондовых рынках. По подсчетам агентства Reuters, минувшие три месяца были лучшим за последние 17 лет 1-м кварталом для важнейшего биржевого индекса еврозоны Euro STOXX (он вырос почти на 19 процентов) и лучшим 1-м кварталом в истории немецкого DAX (рост примерно на 22 процента).