Вчера украинское правительство выделило средства для начала строительства фортификационных сооружений по линии разграничения в Донбассе. Премьер-министр Арсений Яценюк распорядился немедленно приступать к работам. В Киеве готовятся к новому обострению ситуации, пишет Независимая газета. Формальным поводом могут стать решения, принятые Верховной радой в среду. Вчера лидеры ЛНР и ДНР, а также глава МИД РФ Сергей Лавров заявили, что Украина срывает выполнение Минских договоренностей
Верховная рада в среду вечером признала ту часть Донбасса, которая контролируется непризнанными республиками – ЛНР и ДНР, временно оккупированной территорией.
Были утверждены границы этой территории – по линии размежевания, существовавшей к моменту Минска-1, на середину сентября 2014 года. Депутаты по предложению президента Порошенко внесли поправку в утвержденный в сентябре закон об особом статусе отдельных районов Донбасса.
Смысл поправки в том, что украинская сторона выполнит все свои обязательства – о проведении выборов местных органов власти на территориях с особым статусом, о наделении новой власти широкими полномочиями, а также о финансировании региона из украинского госбюджета – только после выполнения противоположной стороной двух условий. Первое – отвод с территории Донбасса всех иностранных воинских подразделений, добровольцев и военной техники. Второе – нормализация ситуации в регионе, позволяющая провести местные выборы в строгом соответствии с украинским законодательством, в условиях безопасности и с привлечением международных наблюдателей.
Кроме того, Верховная рада официально обратилась к ЕС и ООН с просьбой отправить в Донбасс миротворческую миссию.
Лидеры ЛНР и ДНР, еще на прошлой неделе обнародовавшие требование о том, чтобы украинская сторона выполняла закон об особом статусе, вчера возмутились решением Верховной рады. В совместном заявлении Игоря Плотницкого и Александра Захарченко сказано, что республики считают невозможным какой-либо компромисс с Киевом до тех пор, пока «не будут отменены вчерашние позорные решения Порошенко и Верховной рады». Захарченко и Плотницкий заявили, что поправки в закон об особом статусе не были согласованы с ЛНР и ДНР. Более того, эти поправки, по их мнению, прямо противоречат тому, о чем стороны договаривались ранее: «Отказав Донбассу в особом статусе, Киев растоптал хрупкий Минский мир и завел ситуацию в тупик».
В чем глубинная суть противоречий, стало понятно из заявления, которое сделал вчера глава МИД РФ Сергей Лавров. Оказалось, что Киев и его западные партнеры, с одной стороны, а также ЛНР, ДНР и Россия, с другой стороны, принципиально по-разному видят смысл Минских договоренностей.
Украинская власть пребывает в уверенности, что контактная группа по урегулированию работает в составе Украины, России и ОБСЕ, а представители самопровозглашенных республик выступают не равноправными участниками, а только приглашенными наблюдателями. Точно такую же роль делегатам от ЛНР и ДНР Киев отводил на переговорах «нормандской четверки». В Москве же считают иначе, судя по словам Лаврова: «Документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» был подписан всеми участниками контактной группы, включая полномочных представителей Киева, Луганска, Донецка и помогавших им в этом процессе представителей России и ОБСЕ».
Уравнивая в правах украинскую власть с лидерами ЛНР и ДНР, российская сторона иначе, чем в Киеве, истолковывает содержание договоренности об особом статусе Донбасса. По словам Лаврова, речь должна идти о том, чтобы после отвода тяжелых вооружений Киев сел за стол переговоров с действующими лидерами ЛНР и ДНР – для обсуждения нюансов проведения местных выборов в республиках. «Должен быть диалог о том, как эти выборы проводить. Хотя они будут проводиться на основе закона Украины, но модальность их проведения должна в соответствии с Минскими договоренностями согласовываться с Донецком и Луганском. Этого никто даже не пытался сделать», – сказал Лавров.
В Киеве, признав ЛНР и ДНР террористическими организациями, много раз заявляли, что не сядут с их лидерами за стол переговоров и что ни о каком равноправии говорить не приходится. Украинская сторона не собиралась обсуждать с Захарченко и Плотницким, как те будут проводить местные выборы. Напротив, она хочет вначале добиться фактической ликвидации системы ЛНР и ДНР, а затем организовать местные выборы, как в любом другом регионе страны. Особый статус этой территории в Киеве видят не в том, чтобы нынешние ЛНР и ДНР фактически превратились в независимые автономии, а в том, чтобы местным властям, которые будут избраны после выполнения двух названных выше условий, предоставить широкие полномочия, но под управлением Киева.
Вчера возник вопрос о том, как поведут себя Ангела Меркель и Франсуа Олланд, выступившие посредниками на переговорах по мирному урегулированию. Сергей Лавров сообщил, что обратился к лидерам Германии и Франции по поводу того, что украинская сторона, как считают в РФ, нарушила Минские договоренности. «Это (решение Верховной рады, принятое по предложению Порошенко) – буквально попытка поставить с ног на голову все, о чем договаривались. Как раз в том-то и заключался компромисс, который позволял укрепить доверие, ввести сейчас особый статус на территории, на которых люди проголосовали за своих руководителей. Никто не заставлял украинцев официально признавать результаты выборов (глав и парламентов ЛНР и ДНР), но с уважением отнестись к этим процессам и выполнить то, о чем договаривались. Я думаю, что это минимум, что должна была сделать украинская власть», – заявил Лавров.
Один из украинских чиновников из президентской команды неофициально сказал «НГ», что Меркель и Олланд поддержат украинскую позицию: «Они в отличие от Сергея Лаврова не отлучались во время Минска-2. Меркель и Олланд понимали, что от результата зависит их репутация, которой западные лидеры не рискуют понапрасну. Поэтому они точно знают, о чем говорили и как договорились. А российский министр приходил и уходил – может быть, что-то не так понял или представители ДНР и ЛНР что-то не так ему пересказали».
Вчера украинский МИД обнародовал заявление, в котором еще раз объяснил, в чем, по мнению Киева, суть Минских соглашений. В том, чтобы провести в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (на территории ЛНР и ДНР) свободные выборы согласно украинскому законодательству. Но такие выборы невозможны под прицелами автоматов и артиллерийскими обстрелами, поэтому украинская сторона требует вначале вывести те войска, которые называются Вооруженными силами ЛНР и ДНР.
МИД Украины считает, что один раз попытка мирного урегулирования уже была сорвана: «Именно Российская Федерация и ее марионетки через организацию в Донбассе непризнанного мировым сообществом избирательного фарса 2 ноября 2014 года сорвали реализацию Минских договоренностей от 5 и 19 сентября 2014 года и сделали невозможным дальнейшее развитие мирного процесса». Поэтому сейчас Киев требует продолжить прерванный процесс подготовки и проведения выборов местных органов власти в Донбассе: «Ожидаем, что кремлевская власть не будет препятствовать демократическому волеизъявлению и будет избегать любых провокаций».
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал, что Минские договоренности имеют один важный недостаток, который влияет на разницу в прочтении: «Не указано, что Россия является стороной конфликта. Но и в Украине, и на Западе все прекрасно понимают, что происходит в Донбассе и какова роль России в этих событиях». Эксперт отметил, что решение Верховной рады стало только поводом для нового обострения, а не его причиной. Ведь закон об особом статусе, принятый еще полгода тому назад, не действовал только потому, что ЛНР и ДНР отказались его выполнять: проигнорировали назначенные украинским парламентом выборы 7 декабря и провели свои выборы, не вписывающиеся в украинское законодательство, 2 ноября.
Нынешние поправки в закон не влияют на ситуацию, поскольку ЛНР и ДНР продолжают свою линию на получение полностью автономного статуса при финансовой поддержке Киева, а российская сторона, как и раньше, утверждает, что не имеет никакого отношения к поддержке ЛНР и ДНР. «Все понимают, что в таких условиях закон об особом статусе работать не будет. Но Украина стремится выполнить свои международные обязательства в строгом соответствии с Минскими соглашениями. Поэтому приняли закон и внесли поправки в него. Это важно на будущее: никто не сможет нас упрекнуть, что мы чего-то не сделали для мирного выхода из кризиса. Сделали все, что только было возможно. Но если обязательства не будет выполнять противоположная сторона, то мы сможем обратиться к Западу с требованием о помощи, в том числе – военно-технической», – пояснил Бала.
Уже две недели в украинских новостях регулярно сообщают о том, что силы ЛНР и ДНР перегруппируются и переподчиняются единому центру, превращаясь в сильную и боеспособную армию. Военные эксперты говорят о возможном наступлении, поводом к которому может послужить что угодно. Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский сказал украинским СМИ, что удар может быть нанесен по нескольким направлениям, чтобы рассредоточить украинские силы. «Цель ясна: им нужно расширить свое влияние по крайней мере до границ Луганской и Донецкой областей, а если удастся, то и на соседние области. Россия попытается поставить Украину в такое положение, чтобы она вынуждена была согласиться предоставить коридор в Крым».
Бывший секретарь Совбеза и экс-министр обороны Украины Евгений Марчук считает, что решение этой и ряда других задач может повлечь удар в неожиданном направлении: «В ближайшее время может быть горячо на харьковском или черниговском направлении». Генерал отметил, что от черниговской границы до Киева – всего около 200 км. «Конечно, я не верю, что россияне пойдут на Киев. Хотя… В последнее время постоянно ловлю себя на мысли, что уже нельзя говорить: «Я не думаю, я не верю». Никто не предполагал, что Россия может пойти на аннексию Крыма, на войну в Донбассе, на диверсии. А поскольку Путин как-то сказал, что мог бы и до Киева дойти, и до Варшавы, уже ничего исключать нельзя», – сказал Марчук украинским СМИ.
Вчера на заседании правительства премьер-министр Арсений Яценюк поручил немедленно приступить к созданию линии безопасности в Донбассе. Ранее украинская власть заявляла, что она будет представлять собой три рубежа фортификационных сооружений. Деньги на их возведение в размере 865 млн гривен (до 50 млн долл.) вчера были выделены из резервных фондов.
В то же время Яценюк обратился к МИДу и Генпрокуратуре с требованием срочно организовать процесс подачи иска в Международный суд в Гааге по факту аннексии Россией Крыма.