Хочется верить в слова президента о том, что Украина определила в ОАЭ сроки поставок необходимого вооружения, но нужно помнить, что и статус партнера вне НАТО мы получили, и уголь с ураном из Австралии везли.
Первое чем интересуются: не “опустили” нашего Президента эмиратцы уровнем встречи (сообщено о встрече с наследным принцем, который является и заместителем верховного главнокомандующего ОАЭ).
Визит в ОАЭ анонсирован, как рабочий. Согласно протокольной практики рабочий визит является самой низкой категорией (за исключением частного) визитов. Они осуществляются тогда, когда иностранный лидер прибывает на короткое время с одной-двумя конкретными целями. В данном случае речь идет о том, что президент Украины прибыл в ОАЭ не с целью налаживания двусторонних отношений, а для участия в международной ярмарке вооружениями – с рабочим визитом.
В таком случае встреч с руководством государства могло и вообще не быть. Поэтому никаких проблем в том, что Порошенко не встретился с лидером этого государства нет. Встреча со вторым лицом – для такого типа визитов, с протокольной точки зрения, вполне достаточно. С политической – другое дело.
Но тут надо понимать, что на днях из-за упомянутой выставки вооружений в Эмиратах могло находиться огромное количество глав государств, правительств, министров и тому подобное. Эмиратская сторона вполне могла позволить себе выстроить определенную систему приоритетов. И здесь понятно, что Украина, не будучи ни традиционным близким партнером и союзником, ни даже страной мусульманского мира, не может принадлежать к числу приоритетных партнеров ОАЭ.
Поэтому не стоит посыпать голову пеплом. Встреча с наследным принцем в таких условиях – это вполне нормально.
Немного смешно, правда,выглядят детские хитрости президентской пресс-службы, акцентировала внимание на том факте, что собеседник нашего президента есть еще и заместителем верховного главнокомандующего ОАЭ. Это, наверное, чтобы подчеркнуть “военный” характер визита и вообще обстановки. Но здесь нас трудно в чем-то убедить.
Выставка вооружений в ОАЭ является одним из важнейших событий в оружейном теме каждые два года. Для специалистов, торговцев и покупателей оружия – обязательное для участия мероприятие. Для глав государств – нет.
Просто тема торговли оружием достаточно деликатна и чувствительна, а визиты высокопоставленных чиновников – это лишний шум. Конечно, в зависимости от потребностей, главы правительств и государств вполне могут участвовать в этой и других подобных выставках. Но делается это, как правило, именно тогда, когда нужно привлечь внимание к какой-то своей перспективной новинке. Одним словом, контракты на поставки оружия и вооружений главы государств, конечно же, не подписывают, но рекламировать какие отечественные разработки могут.
Сказать, что в Украине что-то в сфере вооружений принципиально новое, трудно. Официальные сообщения говорят о том, что Украина представила в ОАЭ: “натурные образцы бронированной техники «Дозор»и БТР-3Е1 и различных видов противотанковых ракет (в частности «Стугна»,«Комбат»), противотанковый ракетный комплекс «Скиф», управляемый артиллерийский снаряд «Цветник», пушку ЗТМ-2, радиолокационную станцию Дельта, макет корвета «Гайдук», артиллерийской катер «Гюрза», плавдоков. Также представлены макеты самолетов «Антонов», бронемашины «Барс», танки БМ «Оплот» и БТР-4, станция РЛС «Кольчуга-М».
Как по мне – ничего нового. Приятно также, что среди того, что Украина пытается продавать в мире и катера “Гюрза”, которые, как известно, производятся на заводе “Ленинская кузница”. Это хорошо, когда “то, что выгодно Форду, выгодно Америке”.
Но решил Президент порекламировать отечественный ВПК – и хорошо. Благое дело. Единственная проблема в том, что успешно продаваться, как правило, могут только те виды техники и оружия, которые стоят на вооружении в стране-производителе. Ну, и конечно, которые показали свою эффективность.
Это конечно не касается визита в ОАЭ, но первоочередной заботой Президента в нынешних условиях, должно было быть не продажа украинских вооружений за границу, а массовое их поставки Вооруженным силам Украины и эффективное использование на поле боя.
Насколько успешным был визит в плане продажи украинских вооружений за границу говорится мало (что в целом правильно). Говорится, что “украинские предприятия-производители подписали несколько важных контрактов на десятки миллионов долларов, которые помогут нам привлечь валюту в страну и, в то же время, дадут необходимые ресурсы для повышения возможностей украинской армии, ускорения проведения модернизации и привлечения лучших производителей для обеспечения обороны стратегии. “
Это, кстати, ставит под сомнение активно распространяемую, следует считать, полуофициальными политологами и экспертами тезис о том, что визит в ОАЭ был успешным с точки зрения закупки американских вооружений. Из приведенной выше цитаты (с ФБ-страницы Порошенко) можно сделать вывод, что речь идет о продаже украинских вооружений или, возможно, еще и совместное производство чего в Украине.
Мысль о том, что ОАЭ станет воротами, через которые в Украине пойдет американское оружие, пока вызывает у меня скепсис. Прежде всего, любые схемы поставок американского оружия в Украине могут обсуждаться и согласовываться только после принятия политического решения главой Белого Дома. А он пока свое слово не сказал.
Несмотря на наличие информации, ОАЭ “то начинает производить” или самостоятельно, то по американским лицензиям, загадочные намеки о том, что в ОАЭ Порошенко подписал ли соглашения, то контракты и решил вопрос о поставках новейшего вооружения в Украине, пока разбиваются о простой статистический факт – на протяжении последнего десятилетия ОАЭ является одним из крупнейших в мире покупателем вооружений. В рейтингах тех, кто производит и продает, ОАЭ пока не занимает верхние позиции.
Интересно упоминание о неких “бронированных автомобилей, которые уже поступили из ОАЭ в Украину”. Интересно, потому что выше я уже приводил цитату о том, что именно бронеавтомобиль “Барс” и модернизированные БТРы мы рекламировали. Так, что мы делаем – закупаем или производим эти бронеавтомобили? Что лучше – купить или расходы эти же деньги развитие собственного производства? Будем разбираться дальше.
А “документ о военно-техническом сотрудничестве между Украиной и ОАЭ”, который подписал Муженко – это рамочное соглашение, а не договор.
Поэтому хочется верить в слова Порошенко о том, что “мы заключили и определили сроки поставки для украинских Вооруженных Сил необходимых оборонительных средств”. Но помним, что и статус основного партнера вне НАТО уже получали, и угля с ураном из Австралии везли. Поэтому поживем – увидим.