Прежде, чем начать искать лекарство, нужно было дать имя новому организму.
Вирус лихорадки Эбола, который сейчас находится в центре внимания, не имел никакого названия совсем недавно. Впервые о нем заговорили 38 лет, когда вспышка таинственного заболевания разразилась в Демократической Республике Конго (в то время эта страна называлась Заиром).
Международная группа ученых, которая занялась анализами жертв, чтобы изучить причины болезни, была шокирована возбудителем заразы и его последствиями, вспоминал в своих мемуарах Питер Пайот, ставший одним из первооткрывателей вирус.
Новый возбудитель выглядел необычно — он напоминал червя или тонкую ленту, в отличие от других известных вирусов. Сведения, полученные учеными из Заира свидетельствовали, что болезнь распространяется необычайно быстро и так же быстро убивает своих жертв. Но прежде, чем начать искать лекарство, нужно было дать имя новому организму.
Как вспоминает Пайот, ученые начали обсуждать название поздно ночью, предварительно захватив с собой бутылку американского бурбона. Доктор Пьер Суро из французского Института Пастера предложил назвать вирус Ямбуку (в честь деревни, где впервые вспыхнуло заболевание).
Но это могло бы связать название с деревней и тем самым вызвать социальную стигматизацию ее жителей, возразил доктор Джоэл Бреман из американского Центра по контролю и профилатике заболеваний. Подобный случай уже наблюдался в нигерийском городе Ласса, где в 1969 году был найден вирус, названный в честь города.
Коллега Бремана Карл Джонсон, руководивший группой, предложил название в честь реки. Это должно было смягчить географические коннотации. Но назвать его как и самую крупную реку страны – Конго – было невозможно, потому что в 1956 году вирус крымской геморрагической лихорадки был переименован в лихорадку Конго-Крым. Ученые начали изучать карту.
Ближе всего к Ямбуку находилась река Эбола, в переводе с местного языка лингала – “Черная река”. “Это казалось достаточно зловещим”, пишет в своей книге Пайот
Оказалось, впрочем, что карта является не совсем точной и Эбола – не самая близкая к Ямбуку река. Тем не менее, ученые уже настолько устали, что вирусу было присвоено именно это название.
Практика названия вируса по месту его обнаружения является общераспространенной. Самые известные примеры — это лихорадка Западного Нила.